Задержка психического развития у детей


Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Каждая мама мечтает, чтобы ее кроха был самым лучшим и успешным. Но иногда родители замечают, что их малыш развивается медленнее сверстников. Минимальные отклонения от нормы вполне допустимы и могут зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Но если проблема начинает проявляться более четко, рекомендуется посетить с малышом врача и психолога, и, если нарушения обнаружатся, как можно скорее предпринять действия по их устранению. ЗПР у детей дошкольного возраста — что делать?

Задержка
психического развития у детей дошкольного возраста

Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:

  • личностной незрелостью;
  • медленной скоростью психического развития;
  • умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
  • патологией познавательной деятельности в негрубом
    виде.

В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:

  1. Ребенку тяжело слушаться взрослых.
  2. Нелегко досидеть до конца занятия.
  3. Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
  4. Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.

Важно! Симптомы нарушений можно выявить у детей задолго до того, как ребенок сядет за школьную парту. А значит, можно своевременно исправить положение и помочь крохе.

ЗПР это…

ЗПР — это нарушение правильного темпа психического развития ребенка. Патология проявляется в замедлении процесса эмоционального и психологического восприятия мира вокруг, слабой памяти и внимании, задержке формирования мыслительных процессов.

Физически такие дети могут быть полностью здоровы, при этом испытывая трудности социальной адаптации. Среди всех детей с ЗПР встречается около 15-16% малышей.

При задержке психического развития может страдать либо умственная
деятельность, либо эмоциональная. В первом случае малыши спокойны и робки,
послушны, но испытывают трудности в обучении. Во втором случае, при сохранении
нормальных умственных способностей, эмоциональный фон детей не соответствует
возрасту, они имеют проблемы с дисциплиной, концентрацией внимания на учебе.

Что такое задержка психического развития (видео)

Причины ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.

К основным
группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:

  • недостаток общения, приводящий к отсутствию
    общественного опыта;
  • биологические факторы, препятствующие нормальному
    созреванию мозговых структур;
  • наличие различных соматических заболеваний;
  • негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
  • отсутствие соответствующей возрасту, полноценной
    деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.

Также к
причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери
или различные осложнения при родах:

  • заболевания матери хронического характера (сахарный
    диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
  • заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит,
    краснуха);
  • токсоплазмоз;
  • токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
  • несовместимость крови по резус-фактору у матери и
    малыша;
  • употребление во время беременности матерью
    гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
  • асфиксия малыша при родах или ее угроза;
  • травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов
    для родовспоможения;
  • соматические и инфекционные заболевания детей в раннем
    возрасте;
  • поражение нервной системы крохи, возникающие после
    травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.

Помните! Причиной ЗПР может стать генетическая предрасположенность в семье малыша к патологиям в психической и умственной сфере.

Также задержка
психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов
зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что
приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.

Читайте также статьи:

  • «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
  • «Нужно ли делать прививки ребенку«
  • «Как укрепить иммунитет ребенку»
  • «Ребенок пошел в садик: как подготовиться»

Классификация ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:

  1. Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
  2. Конституционная. Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
  3. Церебрально-органическая. Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
  4. Психогенная. Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.

Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые
здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить
педагоги.

Симптомы ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.

К ним относятся:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • неспособность крохи самостоятельно питаться из-за
    неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и
    умений ходить, ползать и держать голову;
  • невысокая заинтересованность к познанию окружающего
    мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены
    в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками;
  • либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность
    и плохой, неспокойный сон.
  • патологическая двигательная активность или, наоборот,
    сниженная;
  • отставание в освоении различных навыков самообслуживания,
    например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.

Помните! Окончательный диагноз могут поставить только специалисты после всестороннего обследования крохи.

Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных
признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше
перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в
будущем.

Характеристика
детей с задержкой психического развития

Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды
симптомы нарушений проявляются по-разному.

В 2 года

В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему
миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет
положительные эмоции при их появлении.

Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты.
Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в
отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться
самостоятельно.

В 3-4 года

В этом возрасте у малыша
начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими
именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она
нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Узкий словарный запас и
отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны
вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.

В 5-6 лет

В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:

Что должен уметь ребенок в 5 лет

  • считать до 10;
  • уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
  • имеет понятия «один» и «много»;
  • знает основные цвета;
  • называет геометрические фигуры, умеет их различать.

Что должен уметь ребенок в 6 лет

Важно! Обратите особое внимание на игровую деятельность малыша. В возрасте 5-7 лет ребенок должен активно заниматься конструированием, лепкой или рисованием.

При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и
практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять
задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы,
преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей
более раннего возраста.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой

При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у
малыша родители должны обязательно посетить врача.

Диагностика ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.

Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины
отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:

  • дефектологом;
  • психотерапевтом;
  • педиатром;
  • логопедом;
  • детским неврологом;
  • психологом.

Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:

  1. Сбор и изучение анамнеза.
  2. Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
  3. Анализ медицинской документации ребенка.
  4. Изучение условий жизни крохи.
  5. Диагностическое исследование речевых навыков.
  6. Изучение эмоционально-волевых характеристик.
  7. Нейропсихологическое тестирование.

В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.

Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга
крох.

На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются
рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в 
специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.

Коррекция

Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с
дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов,
педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также
родителей и близких ребенка.

Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные
учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.

Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:

  • применение метода наглядности;
  • дозированность выдачи учебного материала;
  • многократные повторения;
  • применение технологий, направленных на сбережение и
    охрану здоровья;
  • частая смена деятельности.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:

  1. Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными
    нарушениями.
  2. Массажа.
  3. Лечения водой.
  4. Физиотерапии.
  5. Лечебной физической культуры.

Особую роль при
воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:

  • внимания;
  • восприятия;
  • мышления;
  • памяти.

Внимание при
коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной
области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия,
сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский

Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.

В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.

Для работы с детьми с
ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка.

Важно! При соблюдении всех рекомендаций можно добиться положительной динамики, устранения большинства нарушений развития и даже полного снятия диагноза ЗПР.

Профилактика

Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно
выделить следующие:

  1. Планирование беременности. Соблюдение всех
    рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских
    учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
  2. Исключение негативного воздействия на плод при
    беременности, полный отказ от вредных привычек.
  3. Обеспечение положительных условий для жизни и развития
    ребенка.
  4. Предотвращение возникновения заболеваний соматического
    и инфекционного характера у малышей раннего возраста.

Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск
возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.

Лечение

Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:

  1. Комплексную реабилитацию.
  2. Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу
    различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к
    обучению).
  3. Лекарственное воздействие.
  4. Занятия с психологом.

Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей
и логического мышления, а также на формирование основных понятий:

  • о размере и форме;
  • о различии «большой» и «маленький»;
  • объединение предметов в группы по определенному
    признаку.

Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций.
Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется
собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких
людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в
дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.

Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и
при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.

Помните! На начальном этапе обучения проблемы возникают даже у детей, здоровых психически с рождения. Эти трудности временные и преодолеваются при поддержке и помощи воспитателей и родителей.

Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.

Задержка психического развития – это состояние, при котором у пациентов наблюдается нарушение эмоционального и психологического характера. У пациентов с ЗПР заторможены процессы мышления, нарушены навыки памяти и внимания.

Что вызывает ЗПР – причины

Примерно в 75% случаев точная причина заболевания неизвестна. Можно лишь предположить, что дело в дефектах в генах (или хромосомах), травмах или состояниях, которые развиваются у плода в утробе матери, заболеваниях раннего возраста и влиянии окружающей среды.

Роль генетики

Если у одного или обоих родителей есть умственная отсталость, гораздо больше шансов, что у их детей также будет это состояние. Существует много генетических (унаследованных) причин ЗПР, которые возникают из-за недостатков или упущений в генетическом материале, переданном от родителя к ребенку.
Иногда умственная отсталость вызвана аномалиями в хромосомах, а не отдельными генами
. Синдром Дауна, одна из наиболее распространенных причин задержки психического развития, вызван дополнительной хромосомой в клетках. Другой довольно распространенный хромосомный дефект, называемый хрупким синдромом Х, вызывает ЗПР в основном у мальчиков.

* Гены — это химические вещества в организме, которые помогают определить характеристики человека, такие как цвет волос или глаз, и унаследованы от его родителей. Они расположены на хромосомах, обнаруженных в клетках тела.
* Хромосомы (KRO-mo-somes) являются нитевидной структурой внутри ядра клеток, на которых расположены гены.

Проблемы во время беременности

Инфекции у беременных женщин, таких как краснуха или токсоплазмоз, также являются причиной задержки психического развития у детей. Несмотря на то, что мать может не пострадать от инфекции, развивающийся плод заражается через материнский организм и у него наблюдается поражение определенных участков ЦНС и иных органов и систем.
Беременные женщины, которые употребляют алкогольные напитки, рискуют иметь умственно отсталого ребенка через состояние, известное как синдром фетального алкоголя (ФАС)
. Это распространенная и предотвратимая причина ЗПР.
Некоторые препараты (например, кокаин или амфетамины), когда они принимаются во время беременности, могут нанести вред психическому развитию ребенка.
Недостаточное питание матери и облучение во время беременности также могут вызывать подобные нарушения в развитии.

Родовые травмы

Кислородное голодание у плода во время родов также является причиной ЗПР. Младенцы, рожденные преждевременно, обычно умственно отстают, особенно, если ребенок весит менее 1,5 кг.

Нарушения, возникающие после рождения

ЗПР может быть вызвана такими проблемами, как отравление свинцом или ртутью, серьезное недоедание, несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы, прерывание подачи кислорода в мозг (например, почти утопление) или заболевания, такие как энцефалит, менингит и необработанный гипотиреоз у младенцев.

Важно понимать: прежде, чем приступить к лечению и коррекции состояния ребенка, необходимо определить корни проблемы.

Основные виды ЗПР

Задержка психического развития классифицируется по четырем основным видам.

ЗПР конституционального характера

Причины: генетика.
Симптомы: игровое настроение вне зависимости от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, частые перепады настроения.

ЗПР соматогенного характера

Причины: тяжелые заболевания с осложнениями работы мозга. Патологию могут спровоцировать перенесенные хирургические вмешательства, заболевания сердечно-сосудистой системы, дистрофии разного генеза и степени тяжести, аллергические проявления.
Симптомы: беспричинные капризы, повышенная нервозность, излишняя закомплексованность.

ЗПР психогенного характера

Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, неблагоприятные условия жизни.
Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение интеллектуальной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.

ЗПР церебрально-органического характера

Причины: внутриутробные нарушения, которые могут возникнуть из-за приема женщиной в период беременности алкогольных, токсических и наркотических веществ. Иногда причиной развития именно данного вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов.
Симптомы: неустойчивость психического состояния.

Симптомы задержки психического развития у детей в разных возрастных промежутках

Иногда признаки расстройства можно наблюдать у детей сразу после рождения, а в некоторых случаях, проблемы начинают проявляться уже в школьном возрасте и позже. Важно научится вовремя разглядеть особенности вашего малыша.


Рассмотрим основные тревожные симптомы для разных возрастных категорий детей:

  1. ЗПР до года: поздно начинает держать головку, ползать, ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами.
  2. Признаки ЗПР в год – тихий, неэмоциональный ребенок, с ограниченным или отсутствующим набором простых слов, не проявляет реакции на обращение к нему.
  3. ЗПР 2 годат– нет желания познавать что-то новое за счет повторения за окружающими, примитивный набор слов (до 20), нет умения составлять логические фразы и предложения, ограниченные навыки памяти.
  4. Симптомы ЗПР у детей 3 лет – быстрая неосознанная речь с проглатыванием звуков, слогов или окончаний слов, при ответе на вопрос может долго размышлять и повторять сам вопрос, движения замедленные или проявляется гиперактивность, познавать окружающий мир желания нет, агрессивность, повышенное слюноотделение, узкий спектр эмоций, могут проявляться признаки ДЦП.
  5. ЗПР 4 года – плаксивость, агрессивность, эмоциональная нестабильность, беспричинный смех или истерика, слаборазвитая речь, игнорирование просьб взрослых, сложность в контактировании с окружающими.
  6. ЗПР у дошкольника 5 лет – игнорирование сверстников, агрессивность или полная пассивность, резкие перепады настроения, речевые сложности, особенно в построении даже простого диалога, сложности с памятью, отсутствие простых бытовых навыков.
  7. ЗПР 6 лет ­– поведенческие нарушения, сложности в концентрации внимания, выполнении элементарных бытовых навыков, заметное отставание от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
  8. ЗПР у детей симптомы 7 лет – сложности с чтением, проблемы с логическими задачами и математическими вычислениями, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками, скупой речевой запас, сложности в озвучивании своих мыслей и просьб, проблемы поведенческого характера (агрессия, плаксивость, нытье, замкнутость в себе, безосновательный смех и т.д.).
  9. Особенности ЗПР у подростков – психическая неустойчивость, не развита самооценка, нет устойчивости к критике, старается избегать коллектив, психомоторная расторможенность и возбудимость, подавленная познавательная активность, ограниченная память (чаще кратковременная), нарушение словесно-образного, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, речевые нарушения, отсутствие мотивации, развитие инфантилизма. Характерным симптомом психофизического инфантилизма – истероидная психопатия и депрессивные состояния.

В раннем возрасте проблематично диагностировать ЗПР. Максимально выраженные симптомы можно наблюдать в дошкольном возрасте, когда уже должны быть сформированы навыки самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникабельности, полноценно развитая память и сформированная речь.
В независимости от возраста, в котором была диагностирована задержка психического развития, к коррекции данного состояния необходимо приступить незамедлительно.

Скрининг и тесты

Диагностика ЗПР может быть выполнена только сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и интерпретировать тест интеллекта или познания.
Скрининг заболевания включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, в том числе аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)


Дети с IQ менее 70 и с ограничениями в двух или более областях адаптивного поведения (например, двигательные навыки, коммуникативные способности, самопомощь и независимые жизненные навыки и другие повседневные навыки), как правило, могут считаться интеллектуально ограниченными.

Осложнения и последствия

Несвоевременная диагностика детей с ЗПР и коррекция данного сложного психического состояния может навсегда отпечататься на жизни ребенка. Подростковый возраст у полноценного ребенка проходит со сложностями, а для ребенка с ЗПР могут дополнительно развиться комплексы неполноценности, которые провоцируют ряд трудностей в общении с противоположным полом и со сверстниками.
Низкая самооценка оставляет негативный отпечаток на успеваемости, стремлении, как результат появляется повышенная конфликтность в коллективе и семье
. Запущенные ситуации могут повлечь за собой необратимые последствия – тяжелую форму депрессии и суицид.
ЗПР может спровоцировать развитие хронических и неизлечимых пороков: разнообразных психических расстройств, нарушение письменных, речевых, бытовых навыков.
В зрелом возрасте могут наблюдаться проблемы с адаптацией, работой в коллективе, созданием семьи.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

Каждый родитель после услышанного диагноза, в первую очередь, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за полноценное будущее ребенка. Ведь в медицинской практике есть достаточно много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обычных школах и демонстрировали пусть не высокие, но среднестатистические образовательные успехи.
Второе, что нужно понять, — у ребенка что-то не получается не по причине его лени, ему просто все дается немного сложнее и медленнее.
Не нужно самостоятельно развивать у своего крохи чувство неполноценности постоянными упреками и руганью
. Основная задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, продемонстрировать понимание и любовь.

Можно ли предотвратить ЗПР?

Не существует определенного способа предотвратить задержку психического развития. Улучшение медицинского обслуживания, пренатальное тестирование и просвещение в области общественного здравоохранения позволяют избежать некоторых случаев ЗПР.
Люди, которые хотят стать родителями, могут получить генетическое консультирование, чтобы определить вероятность умственной отсталости от наследственного расстройства
. Медицинские тесты, такие как амниоцентез, выбор хорионической ворсинки и ультрасонография, могут помочь выявить наследственные нарушения обмена веществ и хромосом связанных с умственной отсталостью.
Прививки могут защищать беременных женщин от инфекций, которые наносят вред плоду.
Скрининг анализов крови для новорожденных может выявить некоторые расстройства при рождении, что позволяет проводить более раннее лечение
. Также важно защитить детей от отравления свинцом и травм головы.

* Амниоцентез (am-nee-o-sen-TEE-sis) — это тест, в котором длинная тонкая игла вводится в матку матери, чтобы получить образец амниотической околоплодной жидкости. Фетальные клетки в жидкости исследуются на предмет генетических дефектов.

* Отбор проб хорионических ворсинок (выборка VOR-lus KOR-ee-on-ik) — это тест, в котором маленькая пробирка вводится через шейку матки, а небольшой фрагмент плаценты, поддерживающей плод, удаляется для генетического тестирования.* Ультрасонография (ul-tra-so-NOG-ra-fee) — это безболезненный тест, в котором используются высокочастотные звуковые волны для записи и отображения формы плода в матке матери.

Жизнь с ЗПР

Нет лекарств от задержки психического развития. Лечение фокусируется на том, чтобы помочь людям путем создания навыков обучения, поведения и самопомощи. Для детей с ЗПР поддержка родителей, специально обученных педагогов и общества, помогает достичь своих максимальных способностей и стать полноценной частью общества.

Код по МКБ-10

F80-F89 — нарушение психического развития

Особенности диагностирование ЗПР у детей – отзывы

Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/»>https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/
https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60″>https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/

Положительные Отрицательные
У нас у дочери ЗПР по причине обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по всему периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному доктору, которая координировала все мои дальнейшие действия, подобрала медикаментозное лечение, и мы, пусть и не совсем такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не отчаивайтесь, все у вас получится! (Юлия Сергеевна) Меня в последнее время просто разрывает, наверное, осенняя депрессия. Сыну практически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, но по развитию он даже на полугодовалого не тянет, кроме того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а врачи даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня)
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась с каждым днем на глазах. Мы продолжаем бороться за здоровое будущее самой дорогой в жизни девочки! (Светлана) Диагностировать ЗПР в раннем возрасте невозможно, как ни крути, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только потому, что он развивается не совсем так, как вам бы хотелось!)Ольга)
У нас были проблемы с развитием речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за полгода решили все нюансы. А все почему, потому что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. Сейчас нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить многие проблемы! (Елизавета) Как по мне, каждый человек индивидуальный, а критерии, которые приписывают ЗПР, можно приписать каждому второму. Как по мне очень сомнительный диагноз. (Лиля)
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, несмотря на все уговоры медиков провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается сложнее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно любить свою кроху. (Милена)

Вывод

Разочарование, чувство вины, опустошенность, депрессивное состояние – типичные эмоции родителей, которые столкнулись с диагнозом ЗПР. Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок был полноценным, умным, красивым. Но в данном случае, ни гнев, ни истерики, ни укоры, ни слезы, не помогут вашему ребенку. Нужно стать стопроцентной опорой для него, демонстрировать свою поддержку, понимание и любовь, подбирать врачей, педагогов, и поверьте, все у вас получится.

Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.

Что такое задержка психического развития

Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.

Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.

Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).

Причины отставания в развитии

Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.

Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.

К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.

В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.

Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.

Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.

Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Особенности психологии детей с задержкой психического развития

Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.

Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Виды задержки психического развития

Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

  • Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
  • Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
  • Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
  • Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.

Осложнения и последствия задержки психического развития

Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.

Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.

Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.

Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.

Диагностика задержки психического развития

В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.

Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.

Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.

Методы коррекции задержки психического развития

В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.

К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

Вместо заключения

Все родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.