Восстановительные поезда россии


Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 14 марта 2013;
проверки требует

1 правка

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 14 марта 2013;
проверки требует

1 правка

.

Восстановительный поезд на месте постоянной дислокации

Восстановительный поезд — специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера[1].

Оснащение[править | править код]

Восстановительный поезд оснащается грузоподъёмными кранами и приспособлениями, гидравлическими домкратами, тягачами с лебёдками, тракторами, бульдозерами. В восстановительном поезде имеются электростанции, прожекторные установки, автомобили, противопожарное оборудование, машины для сварки и резки металла, средства связи, а также запасы материалов (рельсы, шпалы).
В состав восстановительного поезда входят:

  • вагон-кладовая с инструментом и материалами
  • платформы с материалами и оборудованием
  • вагон-электростанция
  • санитарный вагон
  • вагон с пищеблоком

Восстановительный поезд должен находиться в постоянной готовности к работе.

Перечень работников[править | править код]

Примерный список работников восстановительного поезда:

  • Начальник восстановительного поезда
  • Заместитель начальника восстановительного поезда
  • Мастер подъёмочного оборудования
  • Мастер по гидропневматике
  • Машинист крана
  • Помощник машиниста крана
  • Машинист бульдозера, тракторист, механик-водитель тягача
  • Машинист передвижных электростанций
  • Электрогазосварщик
  • Электрогазорезчик
  • Аккумуляторщик
  • Слесарь по ремонту электрооборудования
  • Стропальщик
  • Проводник вагона специального технического назначения
  • Водитель автомобиля
  • Машинист-инструктор по кранам
  • Электромеханик
  • Слесарь по ремонту ГПМ

Примечания[править | править код]

  1. ↑ «Положение о восстановительных поездах железных дорог ОАО «РЖД»» утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 13.08.2006 г. № 1807р

Литература[править | править код]

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 70. — ISBN 5-85270-115-7.
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 02.02.96 N ЦРБ-364)

Категории:

  • происшествия
  • технологии
  • Отменить

80 лет назад, 11 ноября 2019 года на железных дорогах СССР были образованы восстановительные поезда и с тех пор их работники в этот день отмечают свой профессиональный праздник. Что же это за «зверь» такой — восстановительный поезд? Это на самом деле та штука, с которой пассажирам и машинистам, конечно, лучше вообще в жизни не встречаться. Но которая, если случится беда на путях — приедет и поможет.

— Редактор LJ Media

День работника восстановительного поезда

Восстановительный поезд — это своего рода «железнодорожный доктор», специальный состав, предназначенный для ликвидации последствий сходов с рельсов локомотивов и вагонов, а также оказания помощи в пределах своих возможностей при авариях и катастрофах. Работники восстановительного поезда находятся на постоянном дежурстве и в случае беды немедленно выезжают «разгребать завал». Их хозяйство оснащено грузоподъёмными кранами и другими подъёмными приспособлениями, гидравлическими домкратами, тягачами с лебёдками, тракторами, бульдозерами. В восстановительном поезде имеется автономная электростанция, прожекторы, автомобили, противопожарное оборудование, машины для сварки и резки металла, санитарный вагон для оказания помощи пострадавшим и передвижная кухня а также запасы колёс, рельс и шпал для восстановления и самого пути и пострадавшего состава.

ilyamatushkin: Восстановительный поезд № 1 ст. Боготол

…Восстановительный поезд находится в состоянии постоянной готовности, работники дежурят круглые сутки. В любой момент состав готов выдвинуться к месту ЧС. Так как всё необходимое уже находится в составе, то отправка не займет много времени…

ilyamatushkin

Грузоподъемный кран в сложенном состоянии.

ilyamatushkin

Вагон с запасными материалами и оборудованием (снаружи видны колесные пары)…

ilyamatushkin

Генератор электричества.

ilyamatushkin

Гусеничный тягач, вездеход и т.д. в одном исполнении.

ilyamatushkin

Бульдозеры.

ilyamatushkin

Это уже другой вагон. Здесь отдыхают работники. Можно отдохнуть, отогреться, покушать и т.д. Опять же порядок и чистота.

ilyamatushkin

В этом же вагоне оборудован так называемый «штаб». При работе на ЧС здесь происходит обсуждение, отсюда поддерживается связь и т.д…

ilyamatushkin

Переносные генераторы, большой переносной бензиновый фонарь и мощный генератор.

ilyamatushkin

Вот собственно весь восстановительный поезд. Впечатления только положительные. Порядок, все работает. Кто-то спросил «А что за бензиновый фонарь?». Один из работников: «Сейчас покажем». И двое, без лишних слов, в вагон за фонарем. Думал они возиться будут. Нет, через секунд 10 они уже на улице заводят фонарь и минуты через 2-3 фонарь уже был готов.

Потом так же быстро, без суеты, свернули и унесли обратно.

ilyamatushkin

Все очень отработано, быстро. Учения проходят очень часто, бывает внезапно. Задания бывают разные. У восстановительного поезда есть собственный полигон для отработки навыков…

Читать далее в блоге автора

____________________________

ilyamatushkin: Учения восстановительного поезда № 1 ст. Боготол

Полигон для учений выглядит как участок пути. На полигоне есть тренировочный вагон. С этим вагоном и отрабатывают навыки. Восстановительный поезд всегда готов к работе, поэтому к учениям не готовятся. Проходят они, если я правильно понял, еженедельно. По легенде учений вагон сошел с рельс и его нужно поставить на путь. Для этого будут использовать кран.

Начинается все с развертывания крана. Его укрепляют, фиксируют, ставят подставки, противовесы и он начинает раскладываться…

ilyamatushkin

Пока кран раскладывался и готовился к работе, через вагон уже перекинули металические тросы. На крышу вагона поднялись два человека, чтоб зацепить тросы. Тросы зацеплены. Люди с крыши спускаются вниз. Начинают выравнивать тросы внизу, к вагону по бокам привязывают тросы для контроля вагона, когда поднимут. Все готово.

ilyamatushkin

Начинают поднимать. Вагон отрывается от земли. Признаться, почему-то это показалось необычно. С помощью боковых привязанных тросов не дают вагону вертеться в разные стороны, контролируют и выравнивают его.

ilyamatushkin

Кран переносит вагон над рельсами и теперь его нужно выровнять и поставить.

ilyamatushkin

Начинают ставить на рельсы и ровнять.

ilyamatushkin

Все действия координирует один человек. Он отдает команды и принимает решения что и кому делать. У него рация и мегафон.

ilyamatushkin

Всё. Вагон на рельсах, задача выполнена.

Читать далее в блоге автора

____________________________

orehov_ozuevo: Восстановительный поезд «Муром»

В апреле на ст.Вековка проходили какие-то учения с этим поездом.
Поезд подогнали к дебаркадеру, два бульдозера съехали (один остался) и рабочие стали выгружать шпалы из вагонов…

orehov_ozuevo

В составе поезда есть мощный кран с противовесной платформой. Кран ЕДК-2000 , грузоподъёмность 250т . Способен поднимать грузовые и пассажирские вагоны , платформы, локомотивы…

orehov_ozuevo

Читать далее в блоге автора

____________________________

evge_chesnokov в сообществе yamoskva: На Московском центральном кольце прошёл смотр готовности спасателей

…В Москве смотр готовности состоялся на станции Пресня Московского центрального кольца.

evge_chesnokov

10 сентября на Московском центральном кольце (бывшая Московская Окружная железная дорога, построенная в 1908 году) началось регулярное пассажирское движение. Какие силы и средства будут задействованы на кольце при возникновении ЧС, можно было увидеть на Пресне. Эта товарная станция не задействована в пассажирской схеме МЦК, так что мероприятие не вызвало помех движению электропоездов…

evge_chesnokov

Ещё до пуска МЦК железнодорожники начали готовиться к возможным ЧС. По словам начальника станции Пресня Вадима Минаева, моделируются различные ситуации — от поломки состава с последующей эвакуацией техники и пассажиров до различных техногенных происшествий. Вблизи радиуса МЦК базируется пять ремонтно-восстановительных поездов, которые всегда готовы ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации.

В смотре участвовали Объединённая энергетическая компания (бригада по ремонту и монтажу кабельных линий), Мосгаз (аварийно-спасательная машина и лаборатория газового анализа), Мосводоканал (аварийно-профилактическая машина), МГТС (передвижной пункт связи), Следственный комитет РФ (криминалистическая лаборатория), медицина катастроф и другие службы и ведомства. Доклады принимал начальник главного управления МЧС по Москве генерал-майор Илья Денисов.

evge_chesnokov

Из специфических железнодорожных средств были показаны пожарный поезд ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта и ремонтно-восстановительный поезд. В состав пожарного поезда входят цистерны (это 120 тонн воды и 5 тонн пенообразователя для ликвидации возгораний) и вагон для личного состава и оборудования. В вагоне установлены две мотопомпы, хранятся защитные комплекты для бойцов и стандартное снаряжение спасателей.

evge_chesnokov

Ремонтно-восстановительный поезд оснащён краном ЕДК-300/5, который способен расчистить пути после железнодорожной аварии. На смотре была смоделирована ситуация схода с рельс цистерны и пассажирского вагона. В обоих случаях кран справился за несколько минут и вернул вагоны на рельсы.

evge_chesnokovЧитать далее в блоге автора

Больше о политике и обществе

Авиаперевозки в наше время набирают все большую популярность не только при перемещении пассажиров, но и при транспортировке различных грузов на любые расстояния. Но, несмотря на это, железная дорога не утрачивает своей актуальности в силу более дешевой стоимости. Здесь, как и на автомобильном транспорте, тоже могут возникать аварийные ситуации с разными последствиями. И тут вступает в работу такая единица, как восстановительный поезд. О том, что это такое, читайте ниже.

Что представляют собой восстановительные поезда?

Транспортная единица, называемая восстановительным поездом, представляет собой особое формирование, главной обязанностью которого является ликвидация последствий аварийных ситуаций, произошедших на железнодорожных путях. Это могут быть случаи схода подвижного состава с рельсов или столкновение локомотивов.

Помимо этого, бригада восстановительного поезда, в рамках своих технических возможностей, может оказывать первую помощь пострадавшим от аварий либо в результате какого-нибудь стихийного бедствия.

Важная роль

Главная задача, которая стоит перед бригадой подвижного состава, заключается в обеспечении скорейшего возобновления движения железнодорожного транспорта. Задействуя в работе восстановительный поезд, необходимо обойтись минимальными потерями материальных ценностей. А при наличии пострадавших сохранность жизни и здоровья людей всегда стоит на первом месте.

Оснащение

Для проведения необходимых работ подвижной состав имеет все необходимое оборудование и инструменты. На борту поезда присутствует подъемный кран и различные приспособления для поднятия крупногабаритных грузов, имеются гидравлические домкраты. Также в состав восстановительной единицы включены тягачи, оснащенные лебедками, тракторы, бульдозеры.

В целях снабжения электроэнергией в поезде предусмотрено наличие электростанций. При необходимости производить работы в темное время суток предусмотрены прожекторные установки.

Помимо этого, в зависимости от конкретной ситуации восстановительный поезд может иметь на борту разные автомобили, оборудование по сварке и резке металла. Поезд может быть успешно использован и при тушении пожаров с соответствующим оснащением.

Весь состав имеет несколько десятков вагонов, у каждого из которых свое предназначение. Вагон-кладовая обеспечивает хранение необходимого материала и инструментов. Кроме этого, состав состоит из:

  • вагона с пищеблоком;
  • санитарного вагона;
  • рабочей платформы.

Поезд всегда должен быть в исправном техническом состоянии, чтобы незамедлительно отправиться по первому же вызову. В целях обеспечения оперативности состав имеет средства связи.

Организация восстановительного процесса

Объем всех восстановительных работ и время их проведения зависят от количества единиц транспортного состава при аварийной ситуации. Когда вызывают восстановительный поезд на место происшествия, также учитывают степень полученных повреждений составов, имеется ли груз на борту, оказала ли влияние авария на техническое состояние железнодорожного полотна и ряд прочих факторов.

Ситуация может заметно усложниться, если авария произошла в тоннеле или на мосту, в особенности при наличии существенных повреждений. Опасность представляют случаи аварий составов, которые перевозили опасные или легковоспламеняющиеся грузы. Не менее опасен сход поезда вблизи населенного пункта.

Каждая аварийная ситуация уникальна по своему характеру, и нет, к примеру, полностью одинаковых случаев схода поездов с рельсов, когда вызывается восстановительный поезд. Работа в этом случае проводится в соответствии с выработанной общей тактикой восстановительного процесса, которая подразумевает несколько этапов:

  • сбор информации происшествия;
  • доставка транспортной единицы к месту аварии;
  • проведение восстановительных работ.

Крайне важно при этом, чтобы каждый из этапов занимал как можно меньше времени, особенно когда речь идет о пострадавших.

Сбор информации

Главная задача, которую должен решить восстановительный поезд РЖД, заключается в быстром сборе всей необходимой информации о происшествии, в ходе которой нужно определить характер аварии (столкновение, сход с рельсов). Также важно выяснить, имеются ли пострадавшие, наличие опасных грузов и вероятность возгорания. При этом также учитывается местность, на которой произошла авария, состояние железнодорожного полотна и составов.

Наиболее полная информация позволит принять правильное решение о количестве восстановительных единиц, которые потребуется направить, наличии оборудования и необходимых материалов. Упущение даже самой мелкой на первый взгляд детали и промедление грозит большими потерями. А человеческая жизнь бесценна.

Доставка состава

При поступлении информации о каком-либо происшествии незамедлительно принимаются меры. В зависимости от ситуации могут быть направлены восстановительные и пожарные поезда либо привлечены дополнительные силы: подразделения МВД, Гражданская оборона, а также прочие необходимые службы. Ответственность за принятие решения о количестве направляемых восстановительных поездов лежит на начальнике отделения дороги. Если же предвидится большой объем работ, то обязанность переходит к начальнику дороги.

Что касается времени отправления составов, то в рабочие часы оно составляет не более 30 мин, а в другое время — до 40 минут. При этом движение любого восстановительного и пожарного локомотива имеет приоритет над всеми другими видами железнодорожного транспорта.

Восстановительные работы

После сбора всей необходимой информации на место происшествия направляется один ремонтно-восстановительный поезд либо несколько составов. Для исправления ситуации, связанной со сходом поезда с рельсов, выбирается оптимальное решение по его подъему.

Сход практически всего состава почти всегда сопровождается повреждением железной дороги. В связи с этим к восстановительному процессу предъявляются высокие требования. Непосредственно перед работами специальная группа людей производит сбор материалов, которые помогут пролить свет на причину возникновения аварии.

Вся восстановительная процедура производится по стандартной схеме. В первую очередь убирается поврежденный состав с путей и грузы. Во избежание потери дорогого груза организуется порядок его охраны и уборки. В дальнейшем аварийно-восстановительный поезд используется при необходимости ремонта рельсов. При этом он производится не после полной уборки состава, а по мере освобождения путей от вагонов.

Небольшой экскурс в историю

Людям, которые следят за исправлением последствий аварий на железнодорожных путях, посвящен профессиональный день, празднование которого приходится на 11 ноября. В истории упоминается первое появление восстановительного поезда в 2019 году. Все благодаря Л. М. Кагановичу, подписавшему распоряжение, в котором упоминалось о перенастройке режима работы восстановительного поезда. На то время на вспомогательных составах невозможно было проделать качественную работу. Поэтому на их базе были созданы восстановительные поезда ОАО «РЖД», которые должны обеспечивать не только высокое качество работы, но и максимальную оперативность.

Иными словами, вся структура восстановительных составов существуют практически с развития железнодорожной сети на территории России. Оборудование сначала было тяжелым, а работать приходилось в самых сложных условиях. Что касается формы рабочих, то она была простой и не совсем удобной. Тем не менее люди справлялись со своей задачей.

В настоящее время применяется современная техника, но, несмотря на это, качество работы напрямую зависит от квалификации персонала. Работники регулярно проходят учения, чтобы постоянно совершенствовать свое мастерство.