Виды дизартрии у детей


Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.
При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Причины[править | править код]

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах.

Проявления[править | править код]

Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом обследовании.

Классификация[править | править код]

Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако основной и наиболее распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):

  • вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;
  • спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;
  • односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;
  • атаксическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;
  • смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.

Диагноз[править | править код]

Диагноз дизартрии (МКБ-10: R47.1) устанавливается врачом (как правило, невропатологом). При этом учитывается заключение логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и все другие стороны речи.

Лечение и коррекция[править | править код]

Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие.

В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада.

Прогноз[править | править код]

Прогноз зависит от основного заболевания. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.

Литература[править | править код]

  • Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с. — 75 000 экз.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Главный редактор Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 350. — 100 000 экз.

См. также[править | править код]

  • Артикуляционный аппарат
  • Инструменты логопедические
  • Нарушения звукопроизношения
  • Речевое заключение

Ссылки[править | править код]

  • Сравнительная характеристика дизартрий
  • Псевдобульбарная дизартрия
  • Корковая дизартрия

Различают следующ.
формы дизар.: бульбарную, псевдобульбарную,
экстрапирамидную (или подкорковую),
мозжечковую, корковую.

1. Бульбарная
представляет собой симптомо ком-плекс
речедвиг. расстройств, развивающихся
в результате поражения ядер, корешков
или периферических отделов VII, IX, X и XII
черепно-мозг. нервов.

Имеет
место периферический парез реч.
мускулатуры.
:
1.разруш.
ядра двигат-х черепно-мозговых нервов;

2.периферич.
паралич или парез мышц глотки, гортани,
языка, мягкого неба;

3.наруш. процесс
глотания, затрудн
. жевание;

4.недостат-я
подвижн-ть голосовых складок;

5.наруш. голоса
(слабый, назализированный);

6.дефекты
произн. звонких звуков (оглушение),
дефекты губных, смычные приближ. к
щелевому произношению;

7.атрофия мышц
языка, атония (понижен. тонус);

8.р. нечеткая,
замедленная;

9.амимичность
лица

2.
Подкорковая.
При
пор-и подкорковых узлов г/м:

1.наруш. мышечн.
тонуса (меняющийся хар-р);

2.наличие
гиперкинезов (насильств-х непроизв-х
движ) в обл. артикуляц. и мимич. мускул.
(в сост. покоя и при речевом акте); 3.наруш.
фонации и артикул
. (то произносит звук,
то нет);

4.возн. артикуляц-го
спазма;

5.непризв-е
выкрики;

6.наруш. темпа
речи (замедл. или ускорен, монотонный);

7.наруш. тембра
и силы голоса;

8.наруш. интонац;

9.наруш.
артикуляц-й моторики+наруш. голосообразования
и реч
. дых;

3.
Мозжечковая.
При
наруш. в обл. мозжечка:

1.замедл,
скандированная
«рубленная»
речь;

2.наруш. модуляц.
голоса, удар-й;

3.затух-е голоса
к концу фразы;

4.трудн. удержания
артикул
. укладов;

5.неточн. движ.
языка, замедл. темп движ;

6.пониженый
тонус мышц языка, губ;

7.провисает
мягк. неба;

8.назализ-я
больш-ва зв-в.

4.Корковая.
Возн-т
при очаговых поражениях коры
г/м:

1
вариант

пораж. нижн. отдела передней центр.
извилины: 1.избират-й корковый порез
мышц языка (наруш
. переднеязычных
ш,ж,р,л), наруш
. щелевых (л,ль);

2.наруш.
произв-я моторика артикуляц. аппарата
(темп, плавность)
. 2
вар.

– пораж. нижних постцентр-х отделов
доминантного полушар):

1.недост-ть
кинестетич-го праксиса;

2.наруш. произн.
шипящих и аффрикатов;

3.наруш.
произн. сложных по звуко-слоговой стр-ре
слов; 4.затрудн
. динамика переключ-я с
одного звука на др, с одн позы на др;

5.изолир-е звуки
произн-ся правильно, а в потоке р. искаж-я,
заменяются (поиск нужного артикуляц.
уклада).

3
вар.

пораж. премоторных зон доминантного
полуш:

1.недост-ть
динамич. кинетич. праксиса;

2.затрудн.
произн. аффрикатов;

3.замена щелевых
звуков смычными (з-д);

4.пропуски
звуков в стеч. согл;

5.затрудн.
автоматиз. звуков;

6.замедл. темп
речи;

7.нет наруш.
лексико-грам. стороны речи.

5.Псевдобульбарная
дизартрия
возникает
при двустороннем поражении двигат.
корково-ядерных путей, идущих от коры
г/м к ядрам черепных нервов ствола, как
следствие перенесенного органич-го
пор-я г/м. Выделяют спастич-ю форму;
паретич-ю форму.

Проявл:

1.наруш. общей
и речевой мотор
. (синкинезии, язык
напряжен, оттянут назад, спинка поднята,
закр-т вход в глотку, кончик не выражен;
произв-е движ-я языка огранич, не удерж-т
язык высунутым – он отклон-ся в сторону
или опуск-ся, при этом сохранны непроизв-е
движ. языка – облизывает губы при еде,
при плаче произн
. звонкие согл);

2.затрудн.
сосания, глотания;

3.поперхивания,
захлебывания при еде;

4.слюнотечение;

5.наруш. мимики.
Степени псевдобульбар
. дизар.: легкая,
средняя, тяжелая.

36.Клинико-психологическая
и речевая характеристика детей с

дизартрией.

Д. с
дизарт. по своей клинико-психологич.
хар-ке представляют крайне неоднородную
группу. При этом нет взаимосвязи между
тяжестью дефекта и выраженностью
психопатологич
. отклонений. Дизарт., и
в том числе наиболее тяж
. ее формы, могут
наблюдаться у д
. с сохранным интеллектом,
а легкие «стертые»
проявления
м/б как у д
. с сохран. интеллектом, так и
у д
. с олигофренией.

Д. с дизарт. по
клинико-психологич
. характеристике м/б
условно разделены на несколько групп
в зависимости от их общего психофизич.
разв.: дизарт
. у д. с нормальным психофизич.
разв.,дизарт
. у д. с церебрал. параличом,
дизарт
. у д. с олигофренией дизарт. у д.
с гидроцефалией, дизартр
. у д. с ЗПР,дизартр.
у д
. с миним. мозгов. дисфункцией.

Корковая
Д.
с трудом воспроизводят артикуляц. позу,
их затрудняет переход от одного звука
к другому.Д. способны четко произносить
изолированные зв., но в речев
. потоке
зв. искажаются, возникают замены. Особенно
трудно сочетания согласн. зв.При убыстр.
темпе появл-ся запинки, напоминающие
заикание.

Подкорковая

Реб.
может правильно произносить отдельные
зв., слова и короткие фразы (в игре, в
беседе с близкими), и через мгновение
он же оказывается не в состоянии
произнести ни зв. Возникает артикуляц.
спазм, язык становится напряженным,
голос прерывается. Иногда наблюд-ся
непроизвольные выкрики, «прорываются»
гортанные зв
. Внятность речи страдает
из-за неплавного переключения артикуляц.
движ
. при произнесении зв., а также из-за
нарушения тембра и силы голоса
. Р. реб.
монотонная, смазанная, немодулированная,
однообразная, голос с носовым оттенком,
наблюдается затухание голоса, переходящее
в бормотание
. У таких д. чаще всего
страдает слух на высокие тона
(нейросенсорная тугоухость).

Мозжечковая.Скандированной
«рубленой» р., иногда сопровождается
выкриками отдельных зв.. Отмечается
пониженный тонус в области мышц языка
и губ
. Язык тонкий распластанный,
малоподвижный
. Не может долго удерживать
нужную артикуляц. позу. Движения языка
не точные, наблюд-тся тремор языка
(дрожание), а мягк. небо провисает и
паритично
. Наруш. координация движ.,
напоминает походку «пьяного»
чел.,
страдает ориентация в простран.

Бульбарная
У
д. наруш. глотание тверд. и жидк. пищи,
затруднен акт жевания
. Недостаточная
подвижность голосов
. связок, мягк. неба
приводит к специф. наруш. голоса: он
становится слабым, назализованным.
Парез мышц мягк. неба приводит к свобод.
проходу выдыхаемого воздуха через нос,
и все зв
. приобретают назальный оттенок.
Также наблюд-ся атрофия мышц языка и
глотки, снижается тонус мышц (атония).
Паретичное
состояние мышц языка явл-ся причиной
искажения звукопроизнош. р. невнятная,
нечеткая, замедленная. В р. отсутствуют
звонкие зв., они оглушаются в результате
пареза голосов. связок. Наруш. произнош.
губных зв
. по типу приближение их к
единому глухому щелевому губно-губному
зв., смычные соглас. приближаются к
щелевому, переднеязычные- к единому
глухому плоскощелевому зв
. Лицо ребенка
амимично.

Псевдобульбарная
Характерным для всех д. с псевдобульб.
дизартр
. явл-ся то, что при искаженном
произнесении зв., входящих в состав
слова, они обычно сохраняют контур
слова, т.е
. число слогов и ударность. Как
правило, они владеют произнош. двусложных,
трехсложных слов; четырехсложные слова
нередко воспроизводятся отраженно.
Наблюд-ся затруднения в зв.
. анализе,
наруш.
слогов. структуры слова за счет
перестановки букв, пропуск букв,
сокращение слогов
. структуры из-за
недописывания слогов.
В письме распространены такие ошибки,
как неправил
. употребл. предлогов,
неверные синтаксиче. связи слов в
предлож
. (согласование, управление).Наблюд-ся
расхождению между актив. и пассив.
словарем.

В общем, наруш.
двигат. сфера: общая физ.слабость,
двигательная недостаточность, проявл-щая
в наруш координации и равновесия
движ.Проявл-ся потливосить, повышен.
Слюноотделение и слюнотечение.
Эмоционально-волевые наруш
. проявл-ся
в виде повышенной эмоцион
. возбудимости,
чрезмерной чувствительности ко всем
раздражителям, перепадам настроения
или наоборот в вялости, пассивности,
заторможенности.У них отмечаются наруш.
сна, аппетита. Выражены наруш. интеллект.
деят-ти в виде низк. умствен.
работоспособности, ослабленная память,
трудн
. в переключ. внимания.