Спас нерукотворного образа


ОБРАЗ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» — ПЕРВАЯ ИКОНА ИИСУСА ХРИСТА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Молясь перед иконами, люди нечасто задумываются над тем, откуда появились иконы, когда и кем была установлена традиция иконопочитания. Молитва перед образом настолько привычна нам, что она представляется извечной. Между тем, в Евангелии Христос ни разу не говорил об иконах. Зато Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение.

Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве. В статье вы узнаете, как была сделана первая икона, какие чудеса были сотворены от нее, каково ее значение для искусства иконописания и в чем разница между вариантами «Спаса Нерукотворного» «на убрусе» (Мандилион) и «на чрепии» (Керамидион).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЧИТАНИЯ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом. Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин — святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.

Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног. Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.

Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо — на платке отпечатался Лик Господа. Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.

Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес. Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему.

Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа. Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века.

Оба образа стали предметом поклонения. Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год.

В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ — Мандалион. Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день — 29 августа по новому стилю — теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

В 2019 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» — истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники». От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви.

К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 2019 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.

На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

Описание иконы, созданной Христом для царя Авгаря и сохраняемой эдессцами, дошло до нас по историческим свидетельствам. Известно, что убрус — ткань с отпечатком Лика — была натянута на деревянной раме, как сегодня художники делают холст на подрамнике.

Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи — действительно, как если бы человек умылся и отерся полотенцем до подбородка.

Пожалуй, это единственная икона, которая специально концентрирует внимание на Лике Христа, особенно же Его глазах. Узнаваемость и особое впечатление об иконе создает и симметричность изображения Лика Спасителя. Глаза Христа на образе часто смотрят в сторону, указывая на промысл Божий о человеке. Скошенность взгляда делает выражение лица одухотворенным, исполненным понимания Тайны Мироздания. Искусствоведы оценивают новгородский список Спаса Нерукотворного как воплощение идеальной красоты в Древней Руси и античности, находят в нем пропорции золотого сечения и идеал симметрии — такое изображение указывает на Совершенство Господа и созданного Им.

Большую роль в создании впечатления и молитвенного настроения при взгляде на икону играет выражение Лика Спасителя: мимолетные эмоции отсутствуют на Нем, Лик отражает лишь духовный покой, чистоту, безгрешность.

Новгородский список является редкостью: чаще на иконах Спаса Нерукотворного изображается Мандалион или «Спас на убрусе». Лик Христа явлен в золотом сиянии на фоне белой ткани (иногда даже подчеркивается ее назначение полотенца полосками по краям) с разными складками, узлами наверху и даже держащими концы ткани Ангелами. Реже Лик изображается на фоне собственно кирпичной кладки или просто на золотом фоне.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ ДЛЯ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ И БОГОСЛОВИЯ

Чудесное явление образа Спаса Нерукотворного в VI веке стало большим толчком для иконописи. Он явился именно в период иконоборчества (в это время христиан даже убивали за почитание икон, сами же иконы безжалостно уничтожались — вот почему так мало образов дошло до нас с первых веков христианства), когда воспоминание об установлении традиции поколения иконам Самим Христом стало важнейшим аргументом в спорах с еретиками. Икона — окно в мир духовный, изображение Первообраза (Христа, Богоматери, святых), через который мы воздаем честь и обращаемся к Нему Самому. Именно поэтому не совсем верно говорить «Молитва иконе» или «Казанская Богородица»: молятся перед иконой, а иконы Богородицы называются, например: Казанская икона Божией Матери.

В первые века икона, кроме богословской, несла и функцию «Библии для неграмотных» — не все могли приобрести книгу, долгие века они были очень дороги. Впрочем, по сей день многие образы являются иллюстрациями к событиям из жизни Господа, Его угодников или Божией Матери.

Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи. Изображение Лика Спасителя назидает каждого православного христианина: нужно иметь личные отношения с Богом. Молитва, даже своими словами, Богообщение в Таинствах Православной Церкви, изменение своей жизни по учению Христа — вот что приводит нас в Царствие Небесное уже на земле. Никакие обряды и ритуалы, особые слова молитв-заговоров не помогают. Чтобы жить со Христом в Царствии Небесном, нужно узнать Его здесь, в нашей жизни. Взгляд Спаса Нерукотворного зовет нас следовать за Ним, подражать Господу в мудрости, доброте, самопожертвовании — вот в чем смысл христианской жизни.

Интересно, что икона Спаса Нерукотворного как первая христианская икона и как важнейшее выражение учения Христа обязательна к исполнению для учащихся иконописцев. Во многих школах это первая самостоятельная работа учеников.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ИКОНЕ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая ежедневная молитва. Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам.

Господу молятся во всех нуждах:

    • О выздоровлении от заболеваний;
    • О милосердии Божием в нуждах ваших и ваших близких;
    • О здоровье своем, родных и детей;
    • О помощи в делах, благосостоянии;
    • О верном выборе, принятии правильных жизненных решений;
    • Об избавлении от грехов и пороков.

Ведите молитвенный диалог с Богом, соизмеряйте свои поступки с примером Христа, чаще — представляйте, что сказал бы Сам Бог, видя ваши дела и слыша ваши мысли — ведь Он Всеведущ. Не отчаивайтесь ни при каких ошибках, спешите в храм на Исповедь и соединяйтесь с Богом (при должной подготовке, о которой лучше прочитать в православной литературе) в Таинстве Причастия. Ни в коем случае нельзя использовать иконы при заговорах, ворожбе, в ритуалах. Общение должны быть только с Богом и Его угодниками, Его Ангелами — экстрасенсы, «народные целители» и колдуны общаются только со злыми духами, Ангелам же приказывать никто не может.

Благодарите Бога за помощь Его в вашей жизни: Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните многие счастливые случаи в жизни. Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. А смирение перед трудностями, обращение к Богу с молитвой и без злобы в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.

Господь — это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить — а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос, будучи Всемогущим, добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте. Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей друг к другу, состраданию и жалости даже к страшным грешникам.

Молиться ко Господу Иисусу Христу перед образом Спаса Нерукотворного можно и своими словами, и церковными молитвами. Стоит чаще читать перед этим образом Молитву Господню, записанную в Евангелии со слов Самого Христа — «Отче наш». Ее же можно читать утром и перед сном, перед приемом пищи и перед началом любого дела.

Молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас Нерукотворный» можно на русском языке онлайн по тексту ниже:

Благой Господь наш Иисус Христос, Сын Божий! Ты в древнее время, при жизни Твоей земной, плоть Твою, Твое лицо святой водой омыл и убрусом отер, чудесно же Лик Твой на этом полотенце изобразился, Ты же его Эдесскому царю Авгарю для исцеления болезни благословил послать. 

Так и мы сейчас, грешные рабы Твои, страдающие душевными и телесными болезнями, Твоего Лика, Господи, ищем и с царем псалмопевцем Давидом смиренной душой молимся: не отвернись от нас, но отведи Твой гнев от рабов Твоих, будь нам Сильным Помощником, не отвергни нас и не оставь нас в одиночестве. О Всемилостивый Господи, Спаситель наш! Сам поселись благодатью Твоей в душах наших, чтобы в святости и правде живя на земле, стали мы истинными сыновьями и дочерьми Твоими, и наследниками Царства Твоего, где Тебя, все милости Подающего нам Бога нашего, вместе со Безначальным Отцом и Духом Святым славить не перестанем вечно.Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему — моему ближнему. Аминь

Да хранит вас Благой и Милосердный Господь!

Иконы

История возникновения Образа Спаса Нерукотворного и обновления сея иконы в Свято-Борисо-Глебском монастыре 20 июля 2019 г.

Ис­то­ри­че­ское пре­да­ние о свя­том Неру­ко­твор­ном Об­ра­зе по­вест­ву­ет о том, что в дни мис­си­ан­ской про­по­ве­ди Хри­ста, в си­рий­ском го­ро­де Эдес­се пра­вил князь Ав­гарь, ко­то­ро­го по­стиг­ла страш­ная бо­лезнь про­ка­за. Слух о див­ных чу­де­сах Бо­же­ствен­но­го Спа­си­те­ля рас­про­стра­нил­ся и по всей Си­рии /Мф.4:24/, до­шел и до Ав­га­ря. Не ви­дя Хри­ста, Ав­гарь уве­ро­вал в Него, как в Сы­на Бо­жия, и через жи­во­пис­ца Ана­нию по­слал пись­мо Хри­сту с прось­бой раз­ре­шить на­пи­сать изо­бра­же­ние Его Бо­же­ствен­но­го Ли­ца. Не имея воз­мож­но­сти про­брать­ся через тол­пы ко Хри­сту, Ана­ний из­да­ле­ка стал пи­сать Об­раз Иису­са Хри­ста, но это ему не уда­ва­лось.
Вдруг, Спа­си­тель Сам по­до­шел к Ана­нии, убла­жил ве­ру Ав­га­ря, по­же­лав­ше­го иметь Его Об­раз, и по­про­сил при­не­сти во­ду и убрус /по­ло­тен­це/; умыл Свое Ли­цо, отер его убру­сом, на ко­то­ром чу­дес­ным мгно­ве­ни­ем от­пе­ча­тал­ся Его Бо­же­ствен­ный Лик.
Сей Неру­ко­твор­ный Об­раз Спа­си­те­ля Ана­ний при­нес пра­ви­те­лю Ав­га­рю, ко­то­рый при­нял необык­но­вен­ную свя­ты­ню Бо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния с ве­ли­чай­шим по­чте­ни­ем и с бла­го­го­ве­ни­ем, и по твер­дой ве­ре в Гос­по­да, как Сы­на Бо­жи­его, ис­це­лил­ся от по­стиг­шей его тя­же­лой бо­лез­ни.
Та­ким див­ным бла­го­во­ле­ни­ем, Гос­подь оста­вил ми­ру Свой Неру­ко­твор­ный Бо­же­ствен­ный Лик, на ко­то­ром св
. ап. Фад­дей /один из 70-ти апо­сто­лов/, при по­се­ще­нии пра­ви­те­ля Ав­га­ря, на­пи­сал сле­ду­ю­щие сло­ва: «Хри­сте Бо­же, вся­кий, упо­вая на Те­бя, не по­сты­дит­ся».
Впо­след­ствии чу­до­дей­ствен­ные про­яв­ле­ния Бо­го­на­чер­тан­но­го Об­ра­за осо­бо бла­го­дат­ство­ва­ли ми­ру в 392 го­ду, за­тем – 545 го­ду, а так­же око­ло 2019 го­да, при по­хи­ще­нии этой Свя­ты­ни кре­сто­нос­ца­ми из Кон­стан­ти­но­по­ля.
И вот, на­ка­нуне ве­ли­ко­го юби­лея – 2000-ле­тия со дня Рож­де­ния Хри­сто­во­го, – неча­ян­но для нас, но во Все­бла­гом Про­мыс­ле Бо­жи­ем о на­шем спа­се­нии, со­вер­ша­ет­ся непо­сти­жи­мое че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом – Бо­же­ствен­ное и чу­дес­ное Об­нов­ле­ние Пре­свя­то­го Ли­ка Спа­са Неру­ко­твор­но­го
. И с мо­мен­та это­го див­но­го про­яв­ле­ния, свя­тая ико­на пять дней под­ряд из­ли­ва­ла на весь храм незем­ное бла­го­уха­ние в убо­гой, ни­чем не при­ме­ча­тель­ной, толь­ко что на­чи­на­ю­щей свою по­движ­ни­че­скую жизнь, на­шей Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ской жен­ской оби­те­ли, по­доб­но то­му, как Гос­подь из­во­лил во­пло­ти­ти­ся не в цар­ских па­ла­тах, а в убо­гой пе­ще­ре Виф­ле­ем­ских пас­ту­хов.
Не ме­нее зна­ме­на­тель­но и от­рад­но то, что Об­нов­лен­ную свя­тую ико­ну Спа­са Неру­ко­твор­но­го по обо­им сто­ро­нам укра­ша­ют два чи­но­на­чаль­ни­ка Небес­ных Сил: Ар­хан­гел Ми­ха­ил и Ар­хан­гел Ра­фа­ил, по­бе­див­шие и низ­верг­шие пре­гор­до­го ден­ни­цу со всем бо­го­про­тив­ным во­ин­ством его во тьму адскую, что озна­ме­но­ва­ло­тор­же­ство по­бе­ды добра над злом, Бо­же­ствен­но­го Све­та над веч­ным мра­ком, Воз­си­яв­ше­го в зем­ном уде­ле – виф­ле­ем­ских яс­лях, – Солн­ца свет­лей­ше­го.
Свер­шив­шу­ю­ся ве­ли­кую тай­ну на на­шей Сло­бод­ской зем­ле труд­но по­стиг­нуть ра­зу­мом, ее мож­но объ­ять толь­ко ве­рою пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на, – с бла­го­дар­но­стью воз­люб­лен­но­му Спа­си­те­лю на­ше­му за Его про­яв­ле­ние Люб­ви и по­пе­че­ния о на­шей Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви и на­шем Сло­бо­жан­ском бо­го­лю­би­вом на­ро­де.
По слу­чаю это­го див­но­го свер­ше­ния, на­шим бла­го­сло­ве­ни­ем бы­ла со­зда­на епар­хи­аль­ная ко­мис­сия в со­ста­ве: на­сто­я­те­ля Свя­то-Пет­ро-Пав­лов­ско­го хра­ма г. Харь­ко­ва, ин­спек­то­ра Харь­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии про­то­и­е­рея Ан­дрея По­ли­ко­пы, сек­ре­та­ря Харь­ков­ско­го Епар­хи­аль­но­го Управ­ле­ния про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Тер­но­вец­ко­го, клю­ча­ря Свя­то-Бла­го­ве­щен­ско­го Ка­фед­раль­но­го Со­бо­ра г. Харь­ко­ва про­то­и­е­рея Алек­сандра Ка­по­ва, вра­ча Харь­ков­ско­го об­ласт­но­го нар­ко­ло­ги­че­ско­го дис­пан­се­ра Ло­ти­на Алек­сандра Вла­ди­ми­ро­ви­ча и сек­ре­та­ря ко­мис­сии, бла­го­чин­но­го 5-го окру­га Харь­ков­ской епар­хии, про­то­и­е­рея Лео­ни­да Му­шин­ско­го; в при­сут­ствии на­сто­я­тель­ни­цы Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в се­ле Во­дя­ное Зми­ев­ско­го рай­о­на Харь­ков­ской об­ла­сти ма­туш­ки Се­ра­фи­мы /Сан­та­ло­вой/, игу­ме­на Се­ва­сти­а­на /Щер­ба­ко­ва/ – ду­хов­ни­ка оби­те­ли, жи­тель­ни­цы се­ла Крас­ная По­ля­на Зми­ев­ско­го рай­о­на Проску­ри­ной Алек­сан­дры Леон­тьев­ны, по­жерт­во­вав­шей в мо­на­стырь эту, Бо­гом обла­го­дат­ство­ван­ную, свя­ты­ню, по­но­ма­ря оби­те­ли – Пе­сту­но­ва Ан­дрея Алек­сан­дро­ви­ча, при­хо­жан оби­те­ли – Маль­ко Ири­ны Ва­си­льев­ны, За­брод­ско­го Ни­ко­лая Ста­ни­сла­во­ви­ча, Ка­нон­ни­ко­вой Ксе­нии Мат­ве­ев­ны, при­сут­ство­вав­ших за Бо­го­слу­же­ни­ем, во вре­мя ко­то­ро­го спо­до­би­лись ви­деть лу­че­зар­ный свет, Об­но­вив­ший эту Свя­тую Ико­ну, и дру­гих лиц, ко­то­рые со­ста­ви­ли на­сто­я­щий акт о ни­же­сле­ду­ю­щем:
Се­го дня, ко­мис­сия на ме­сте об­сле­до­ва­ла со­бы­тие об­нов­ле­ния ико­ны Спа­са Неру­ко­твор­но­го.

Уста­нов­ле­но: Ико­на Спа­са Неру­ко­твор­но­го 45×36 см. на де­ре­ве, пись­ма Ви­зан­тий­ско­го сти­ля 18-го ве­ка.
Со слов сви­де­те­лей, 20 июля 2019 го­да в жен­ском мо­на­сты­ре во имя св
. мчч. Бо­ри­са и Гле­ба, с. Во­дя­ное Зми­ев­ско­го рай­о­на, во вре­мя Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии, ко­то­рую со­вер­шал игу­мен Се­ва­сти­ан /Щер­ба­ков/, про­изо­шло чу­дес­ное Об­нов­ле­ние ико­ны Неру­ко­твор­но­го об­ра­за Спа­си­те­ля.
Быв­шая вла­де­ли­ца ико­ны – Проску­ри­на Алек­сандра Леон­тьев­на, про­жи­ва­ю­щая в с. Крас­ная По­ля­на Зми­ев­ско­го рай­о­на.
Ико­на древ­няя, ви­зан­тий­ско­го сти­ля, на­пи­са­на на де­ре­вян­ной дос­ке, до­ста­лась ей от ро­ди­те­лей
. Во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны по се­лу про­хо­ди­ла ли­ния фрон­та, по­это­му Проску­ри­на А. Л. все ико­ны опу­сти­ла в по­греб до­ма с дру­ги­ми ве­ща­ми, а са­ма ушла в с. Мохнач, спа­сая жизнь.
По­сле воз­вра­ще­ния в род­ное се­ло, она за­ста­ла от сво­е­го до­ма лишь ру­и­ны; все ве­щи и ико­ны в по­гре­бе по­стра­да­ли, оста­лась толь­ко ку­ча пеп­ла, и див­но, что в этом пеп­ле свя­тая ико­на Спа­са Неру­ко­твор­но­го оста­лось невре­ди­мой от ог­нен­но­го пла­ме­ни, уни­что­жив­ше­го все
. От по­жа­ра, небла­го­при­ят­ных усло­вий ико­на по­тем­не­ла, и в та­ком ви­де на­хо­ди­лась у вла­де­ли­цы до Рож­де­ства Хри­сто­ва 2019 го­да. 9 ян­ва­ря бо­го­лю­би­вая ра­ба Бо­жия Проску­ри­на Алек­сандра пе­ре­да­ла свою лю­би­мую свя­ты­ню в храм свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба.Там она бы­ла уста­нов­ле­на на гор­нем ме­сте, где и на­хо­ди­лась до вре­ме­ни сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Об­нов­ле­ния.
20 июля, в вос­крес­ный день, при со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии, во вре­мя чте­ния Св
. Еван­ге­лия при от­кры­тых Цар­ских вра­тах, при­хо­жан­ки хра­ма – Ка­нон­ни­ко­ва Ксе­ния, Маль­ко Ири­на Ва­си­льев­на и дру­гие, – уви­де­ли си­я­ние яр­ко­го зо­ло­ти­сто­го све­та в ви­де вспыш­ки и ощу­ти­ли как бы дви­же­ние воз­душ­ной вол­ны с ти­хим ше­ле­стом. Про­изо­шло это мгно­вен­но и бы­ло яв­но ощу­ти­мо. Ду­ша их при этом яв­ле­нии на­пол­ни­лась глу­бо­ким ми­ром, бла­го­го­вей­ным стра­хом и они ре­ши­ли ис­по­ве­ды­вать­ся, чтобы не впасть в за­блуж­де­ние ду­ха пре­ле­сти.
Об­нов­ле­ние Св
. Ико­ны впер­вые уви­де­ли во вре­мя пе­ния Хе­ру­вим­ской пес­ни по­но­марь Пе­сту­нов Ан­дрей и де­вя­ти­лет­ний от­рок Ни­ко­лай За­брод­ский.
По их сло­вам, ико­на бли­ста­ла яр­ким, зо­ло­ти­стым све­че­ни­ем, по­сле че­го про­сту­пи­ли ра­нее нераз­ли­чи­мые над­пи­си, а по бо­кам, в зер­ка­лах, ста­ли вид­ны ли­ки Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и Ар­хан­ге­ла Ра­фа­и­ла
. От ико­ны на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся бла­го­уха­ние, дер­жав­ше­е­ся пять дней, по ис­те­че­ние ко­то­рых, на­ча­ло уга­сать.
По­зо­ло­та ико­ны при­об­ре­ла свет­лый вид.
Дей­стви­тель­ность со­вер­шив­ше­го­ся Об­нов­ле­ния Свя­той Ико­ны под­твер­жда­ют: Игу­ме­нья Се­ра­фи­ма /Сан­та­ло­ва/; Игу­мен Се­ва­сти­ан /Щер­ба­ков/; Проску­ри­на Алек­сандра Леон­тьев­на; Ино­ки­ня Алек­сандра /Коб­ля­ко­ва/; Пе­сту­нов Ан­дрей Алек­сан­дро­вич; Маль­ко Ири­на Ва­си­льев­на; За­брод­ский Ни­ко­лай Ста­ни­сла­во­вич; Ка­нон­ни­ко­ва Ксе­ния Мат­ве­ев­на;
Чле­ны ко­мис­сии: Сек­ре­тарь Харь­ков­ско­го Епар­хи­аль­но­го Управ­ле­ния про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Тер­но­вец­кий;
Ин­спек­тор Харь­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии про­то­и­е­рей Ан­дрей По­ли­ко­па;
Клю­чарь Свя­то-Бла­го­ве­щен­ско­го Ка­фед­раль­но­го Со­бо­ра г. Харь­ко­ва про­то­и­е­рей Алек­сандр Ка­пов;
Врач Харь­ков­ско­го об­ласт­но­го нар­ко­ло­ги­че­ско­го дис­пан­се­ра Ло­тин Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич;
Сек­ре­тарь ко­мис­сии, на­сто­я­тель Свя­то-Ва­си­льев­ско­го хра­ма пгт
. Пе­со­чин про­то­и­е­рей Лео­нид Му­шин­ский.

Источник: Православна Харкiвщина