Спас нерукотворного образа
ОБРАЗ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» — ПЕРВАЯ ИКОНА ИИСУСА ХРИСТА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Молясь перед иконами, люди нечасто задумываются над тем, откуда появились иконы, когда и кем была установлена традиция иконопочитания. Молитва перед образом настолько привычна нам, что она представляется извечной. Между тем, в Евангелии Христос ни разу не говорил об иконах. Зато Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение.
Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве. В статье вы узнаете, как была сделана первая икона, какие чудеса были сотворены от нее, каково ее значение для искусства иконописания и в чем разница между вариантами «Спаса Нерукотворного» «на убрусе» (Мандилион) и «на чрепии» (Керамидион).
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЧИТАНИЯ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом. Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин — святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.
Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног. Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.
Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо — на платке отпечатался Лик Господа. Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.
Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес. Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему.
Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа. Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века.
Оба образа стали предметом поклонения. Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год.
В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ — Мандалион. Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день — 29 августа по новому стилю — теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.
В 2019 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» — истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники». От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви.
К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 2019 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.
На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.
ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
Описание иконы, созданной Христом для царя Авгаря и сохраняемой эдессцами, дошло до нас по историческим свидетельствам. Известно, что убрус — ткань с отпечатком Лика — была натянута на деревянной раме, как сегодня художники делают холст на подрамнике.
Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи — действительно, как если бы человек умылся и отерся полотенцем до подбородка.
Пожалуй, это единственная икона, которая специально концентрирует внимание на Лике Христа, особенно же Его глазах. Узнаваемость и особое впечатление об иконе создает и симметричность изображения Лика Спасителя. Глаза Христа на образе часто смотрят в сторону, указывая на промысл Божий о человеке. Скошенность взгляда делает выражение лица одухотворенным, исполненным понимания Тайны Мироздания. Искусствоведы оценивают новгородский список Спаса Нерукотворного как воплощение идеальной красоты в Древней Руси и античности, находят в нем пропорции золотого сечения и идеал симметрии — такое изображение указывает на Совершенство Господа и созданного Им.
Большую роль в создании впечатления и молитвенного настроения при взгляде на икону играет выражение Лика Спасителя: мимолетные эмоции отсутствуют на Нем, Лик отражает лишь духовный покой, чистоту, безгрешность.
Новгородский список является редкостью: чаще на иконах Спаса Нерукотворного изображается Мандалион или «Спас на убрусе». Лик Христа явлен в золотом сиянии на фоне белой ткани (иногда даже подчеркивается ее назначение полотенца полосками по краям) с разными складками, узлами наверху и даже держащими концы ткани Ангелами. Реже Лик изображается на фоне собственно кирпичной кладки или просто на золотом фоне.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ ДЛЯ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ И БОГОСЛОВИЯ
Чудесное явление образа Спаса Нерукотворного в VI веке стало большим толчком для иконописи. Он явился именно в период иконоборчества (в это время христиан даже убивали за почитание икон, сами же иконы безжалостно уничтожались — вот почему так мало образов дошло до нас с первых веков христианства), когда воспоминание об установлении традиции поколения иконам Самим Христом стало важнейшим аргументом в спорах с еретиками. Икона — окно в мир духовный, изображение Первообраза (Христа, Богоматери, святых), через который мы воздаем честь и обращаемся к Нему Самому. Именно поэтому не совсем верно говорить «Молитва иконе» или «Казанская Богородица»: молятся перед иконой, а иконы Богородицы называются, например: Казанская икона Божией Матери.
В первые века икона, кроме богословской, несла и функцию «Библии для неграмотных» — не все могли приобрести книгу, долгие века они были очень дороги. Впрочем, по сей день многие образы являются иллюстрациями к событиям из жизни Господа, Его угодников или Божией Матери.
Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи. Изображение Лика Спасителя назидает каждого православного христианина: нужно иметь личные отношения с Богом. Молитва, даже своими словами, Богообщение в Таинствах Православной Церкви, изменение своей жизни по учению Христа — вот что приводит нас в Царствие Небесное уже на земле. Никакие обряды и ритуалы, особые слова молитв-заговоров не помогают. Чтобы жить со Христом в Царствии Небесном, нужно узнать Его здесь, в нашей жизни. Взгляд Спаса Нерукотворного зовет нас следовать за Ним, подражать Господу в мудрости, доброте, самопожертвовании — вот в чем смысл христианской жизни.
Интересно, что икона Спаса Нерукотворного как первая христианская икона и как важнейшее выражение учения Христа обязательна к исполнению для учащихся иконописцев. Во многих школах это первая самостоятельная работа учеников.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ИКОНЕ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая ежедневная молитва. Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам.
Господу молятся во всех нуждах:
-
- О выздоровлении от заболеваний;
-
- О милосердии Божием в нуждах ваших и ваших близких;
-
- О здоровье своем, родных и детей;
-
- О помощи в делах, благосостоянии;
-
- О верном выборе, принятии правильных жизненных решений;
-
- Об избавлении от грехов и пороков.
Ведите молитвенный диалог с Богом, соизмеряйте свои поступки с примером Христа, чаще — представляйте, что сказал бы Сам Бог, видя ваши дела и слыша ваши мысли — ведь Он Всеведущ. Не отчаивайтесь ни при каких ошибках, спешите в храм на Исповедь и соединяйтесь с Богом (при должной подготовке, о которой лучше прочитать в православной литературе) в Таинстве Причастия. Ни в коем случае нельзя использовать иконы при заговорах, ворожбе, в ритуалах. Общение должны быть только с Богом и Его угодниками, Его Ангелами — экстрасенсы, «народные целители» и колдуны общаются только со злыми духами, Ангелам же приказывать никто не может.
Благодарите Бога за помощь Его в вашей жизни: Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните многие счастливые случаи в жизни. Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. А смирение перед трудностями, обращение к Богу с молитвой и без злобы в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.
Господь — это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить — а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос, будучи Всемогущим, добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте. Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей друг к другу, состраданию и жалости даже к страшным грешникам.
Молиться ко Господу Иисусу Христу перед образом Спаса Нерукотворного можно и своими словами, и церковными молитвами. Стоит чаще читать перед этим образом Молитву Господню, записанную в Евангелии со слов Самого Христа — «Отче наш». Ее же можно читать утром и перед сном, перед приемом пищи и перед началом любого дела.
Молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас Нерукотворный» можно на русском языке онлайн по тексту ниже:
Благой Господь наш Иисус Христос, Сын Божий! Ты в древнее время, при жизни Твоей земной, плоть Твою, Твое лицо святой водой омыл и убрусом отер, чудесно же Лик Твой на этом полотенце изобразился, Ты же его Эдесскому царю Авгарю для исцеления болезни благословил послать.
Так и мы сейчас, грешные рабы Твои, страдающие душевными и телесными болезнями, Твоего Лика, Господи, ищем и с царем псалмопевцем Давидом смиренной душой молимся: не отвернись от нас, но отведи Твой гнев от рабов Твоих, будь нам Сильным Помощником, не отвергни нас и не оставь нас в одиночестве. О Всемилостивый Господи, Спаситель наш! Сам поселись благодатью Твоей в душах наших, чтобы в святости и правде живя на земле, стали мы истинными сыновьями и дочерьми Твоими, и наследниками Царства Твоего, где Тебя, все милости Подающего нам Бога нашего, вместе со Безначальным Отцом и Духом Святым славить не перестанем вечно.Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему — моему ближнему. Аминь
Да хранит вас Благой и Милосердный Господь!
Иконы
История возникновения Образа Спаса Нерукотворного и обновления сея иконы в Свято-Борисо-Глебском монастыре 20 июля 2019 г.
Историческое предание о святом Нерукотворном Образе повествует о том, что в дни миссианской проповеди Христа, в сирийском городе Эдессе правил князь Авгарь, которого постигла страшная болезнь проказа. Слух о дивных чудесах Божественного Спасителя распространился и по всей Сирии /Мф.4:24/, дошел и до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него, как в Сына Божия, и через живописца Ананию послал письмо Христу с просьбой разрешить написать изображение Его Божественного Лица. Не имея возможности пробраться через толпы ко Христу, Ананий издалека стал писать Образ Иисуса Христа, но это ему не удавалось.
Вдруг, Спаситель Сам подошел к Анании, ублажил веру Авгаря, пожелавшего иметь Его Образ, и попросил принести воду и убрус /полотенце/; умыл Свое Лицо, отер его убрусом, на котором чудесным мгновением отпечатался Его Божественный Лик.
Сей Нерукотворный Образ Спасителя Ананий принес правителю Авгарю, который принял необыкновенную святыню Божественного произведения с величайшим почтением и с благоговением, и по твердой вере в Господа, как Сына Божиего, исцелился от постигшей его тяжелой болезни.
Таким дивным благоволением, Господь оставил миру Свой Нерукотворный Божественный Лик, на котором св. ап. Фаддей /один из 70-ти апостолов/, при посещении правителя Авгаря, написал следующие слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится».
Впоследствии чудодейственные проявления Богоначертанного Образа особо благодатствовали миру в 392 году, затем – 545 году, а также около 2019 года, при похищении этой Святыни крестоносцами из Константинополя.
И вот, накануне великого юбилея – 2000-летия со дня Рождения Христового, – нечаянно для нас, но во Всеблагом Промысле Божием о нашем спасении, совершается непостижимое человеческим разумом – Божественное и чудесное Обновление Пресвятого Лика Спаса Нерукотворного. И с момента этого дивного проявления, святая икона пять дней подряд изливала на весь храм неземное благоухание в убогой, ничем не примечательной, только что начинающей свою подвижническую жизнь, нашей Свято-Борисо-Глебской женской обители, подобно тому, как Господь изволил воплотитися не в царских палатах, а в убогой пещере Вифлеемских пастухов.
Не менее знаменательно и отрадно то, что Обновленную святую икону Спаса Нерукотворного по обоим сторонам украшают два чиноначальника Небесных Сил: Архангел Михаил и Архангел Рафаил, победившие и низвергшие прегордого денницу со всем богопротивным воинством его во тьму адскую, что ознаменовалоторжество победы добра над злом, Божественного Света над вечным мраком, Возсиявшего в земном уделе – вифлеемских яслях, – Солнца светлейшего.
Свершившуюся великую тайну на нашей Слободской земле трудно постигнуть разумом, ее можно объять только верою православного христианина, – с благодарностью возлюбленному Спасителю нашему за Его проявление Любви и попечения о нашей Святой Православной Церкви и нашем Слобожанском боголюбивом народе.
По случаю этого дивного свершения, нашим благословением была создана епархиальная комиссия в составе: настоятеля Свято-Петро-Павловского храма г. Харькова, инспектора Харьковской Духовной Семинарии протоиерея Андрея Поликопы, секретаря Харьковского Епархиального Управления протоиерея Николая Терновецкого, ключаря Свято-Благовещенского Кафедрального Собора г. Харькова протоиерея Александра Капова, врача Харьковского областного наркологического диспансера Лотина Александра Владимировича и секретаря комиссии, благочинного 5-го округа Харьковской епархии, протоиерея Леонида Мушинского; в присутствии настоятельницы Свято-Борисо-Глебского женского монастыря в селе Водяное Змиевского района Харьковской области матушки Серафимы /Санталовой/, игумена Севастиана /Щербакова/ – духовника обители, жительницы села Красная Поляна Змиевского района Проскуриной Александры Леонтьевны, пожертвовавшей в монастырь эту, Богом облагодатствованную, святыню, пономаря обители – Пестунова Андрея Александровича, прихожан обители – Малько Ирины Васильевны, Забродского Николая Станиславовича, Канонниковой Ксении Матвеевны, присутствовавших за Богослужением, во время которого сподобились видеть лучезарный свет, Обновивший эту Святую Икону, и других лиц, которые составили настоящий акт о нижеследующем:
Сего дня, комиссия на месте обследовала событие обновления иконы Спаса Нерукотворного.
Установлено: Икона Спаса Нерукотворного 45×36 см. на дереве, письма Византийского стиля 18-го века.
Со слов свидетелей, 20 июля 2019 года в женском монастыре во имя св. мчч. Бориса и Глеба, с. Водяное Змиевского района, во время Божественной Литургии, которую совершал игумен Севастиан /Щербаков/, произошло чудесное Обновление иконы Нерукотворного образа Спасителя.
Бывшая владелица иконы – Проскурина Александра Леонтьевна, проживающая в с. Красная Поляна Змиевского района.
Икона древняя, византийского стиля, написана на деревянной доске, досталась ей от родителей. Во время Великой Отечественной войны по селу проходила линия фронта, поэтому Проскурина А. Л. все иконы опустила в погреб дома с другими вещами, а сама ушла в с. Мохнач, спасая жизнь.
После возвращения в родное село, она застала от своего дома лишь руины; все вещи и иконы в погребе пострадали, осталась только куча пепла, и дивно, что в этом пепле святая икона Спаса Нерукотворного осталось невредимой от огненного пламени, уничтожившего все. От пожара, неблагоприятных условий икона потемнела, и в таком виде находилась у владелицы до Рождества Христова 2019 года. 9 января боголюбивая раба Божия Проскурина Александра передала свою любимую святыню в храм святых Бориса и Глеба.Там она была установлена на горнем месте, где и находилась до времени своего Божественного Обновления.
20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма – Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие, – увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.
Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.
По их словам, икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечение которых, начало угасать.
Позолота иконы приобрела светлый вид.
Действительность совершившегося Обновления Святой Иконы подтверждают: Игуменья Серафима /Санталова/; Игумен Севастиан /Щербаков/; Проскурина Александра Леонтьевна; Инокиня Александра /Коблякова/; Пестунов Андрей Александрович; Малько Ирина Васильевна; Забродский Николай Станиславович; Канонникова Ксения Матвеевна;
Члены комиссии: Секретарь Харьковского Епархиального Управления протоиерей Николай Терновецкий;
Инспектор Харьковской Духовной Семинарии протоиерей Андрей Поликопа;
Ключарь Свято-Благовещенского Кафедрального Собора г. Харькова протоиерей Александр Капов;
Врач Харьковского областного наркологического диспансера Лотин Александр Владимирович;
Секретарь комиссии, настоятель Свято-Васильевского храма пгт. Песочин протоиерей Леонид Мушинский.
Источник: Православна Харкiвщина