Задержка развития речи у детей лечение


Задержка речевого развития

(ЗРР) — это не способность ребенка к  формированию слов и предложений, и его отставание от календарных сроков развития. К основным причинам отставания в речевом развитии относится осложненный акушерский анамнез. Диагноз задержки речевого развития ставится детям после 3 лет.

Задержка речи у детей

Содержание:

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития

или другое расстройство?

Признаки задержки речевого развития

Лечение задержки речевого развития (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

С каждым годом проблема задержки речевого развития у детей становится все более актуальной. Современных родителей условно можно разделить на 2 группы. Для первых задержка речевого развития сравнима со стихийным бедствием, они впадают в отчаяние, если их ребенок не может запомнить детский стишок или не произносит некоторые звуки. Вторые, напротив, обращаются за помощью к специалистам, когда реабилитировать ребенка полностью бывает уже поздно.

Врачи, как правило, успокаивают излишне обеспокоенных родителей. Дело в том, что задержка речевого развития у детей не имеет четкого определения, поэтому, даже если малыш произносит меньше слов, чем положено для определенного возраста, не стоит излишне переживать.

Отсутствие речи, или даже «детского языка», лепетания может быть индивидуальной особенностью ребенка, и он быстро нагонит своих сверстников в будущем. К тому же, некоторые мальчики начинают произносить слова гораздо позже, чем девочки.

Однако в случае появления тревожной симптоматики истинной задержки речевого развития у ребенка в возрасте от полутора лет, необходимо обратиться к специалисту.

Нужно учитывать, что при некоторых факторах риск серьезного нарушения развития у детей заметно повышается.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития

у детей может быть вызвана различными инфекционными заболеваниями, вирусами или наследственностью. Вот некоторые вирусы, которые могут усугубить задержку речи у детей:

вирус простого герпеса (herpesvirus 1, 2),

Эпштейн-Барра (herpesvirus 4),

цитомегаловирус (cytomegalovirus),

краснха (ruberella),

токсоплазма (toxoplasma),

Такие безобидные на первый взгляд штампы вирусов в латентной форме могут негативно отразиться на развитии ребенка и послужить толчком к отставанию в речевом и психическом развитии. Носителями этих вирусов является подавляющее большинство люде на планете. Они могут передаваться от матери к плоду внутриутробно, во время грудного вскармливания, при поцелуе, и другими бытовыми способами.

Задержка речевого развития

возникает при совокупности ряда факторов:

  • пренатальные нарушения — внутриутробные инфекции, контакт с вредными веществами, прием антибиотиков и запрещенных лекарственных средств, хронические болезни матери
  • родовая травма
  • осложненный акушерский анамнез — недоношенность, гипоксия, асфиксия плода
  • осложнения после прививки
  • инфекционное заболевание, перенесенное в раннем детском возрасте
  • вирус-носительство
  • тугоухость

Эти факторы дают сбой в центральной нервной система. Могут нарушиться высшие мозговые функции, что увеличивает риск возникновения речевых дисфункций и других психоневрологических расстройств. Стоит отметить, что в «группе риска» задержки речевого развития находятся почти все дети.

Задержка речевого развития

или другое расстройство?

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Речевого развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.

Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.

Ребенок с настоящей задержкой речевого развития — нет. Довольно редко речевое развитие замедляется из-за недостаточного внимания взрослых или невостребованности речи. Одинаково плохо, когда ребенок предоставлен сам себе или родители проявляют гиперопеку.

Что такое детская речь? Этапы речевого развития

Давайте попробуем разобраться, что является детской речью? До двух лет ребенок разговаривает на «детском» языке, что является вариантом нормы, не а речевой задержкой. К словам детского лексикона относят, например, словосочетании «би-би» (машина) или «гаф-гаф» (собака), «куп-куп» вместо «купаться», «му-му» вместо «корова». Обращаться за помощью к специалистам нужно только в том случае, если у ребенка в 2 года не получается строить новые фразы или предложения из этих звуков.

Признаки задержки речевого развития

При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений в очень раннем возрасте. Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи. Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.

Ниже приведены некоторые ранние признаки отставания в речевом развитии у детей до двух лет.

1. В три месяца ребенок не аугкает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;

2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;

2. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);

3. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет

4. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речавая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»

5. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов

6. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;

7. В 2 года ребенок не может построить простые предложения.

Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев длямальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечетв год — это также является вариантом нормы речевого развития.

Лечение задержки речи (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

В клинике доктора Льва Левита для лечения задержки речевого развития применяется безопасная авторская методика кранио-церебральной стимуляции (от лат. cranium – череп, cerebrum – мозг). Данный метод направлен на улучшение биохимических процессов в мозговых долях, ответственных за речевую деятельность и коммуникацию.

Традиционный подход к лечению задержки речевого и психоречевого развития включает:

  • логопедические занятия
  • массаж на развитие моторики, логопедический массаж
  • электрорефлексотерапия
  • медакаментозное лечение (ноотропы, стимуляторы, нейромедиаторы и проч.)

Медикаментозное лечение в центре не применяется. Коррекция, речевое обучение и логопедические занятия с ребенком во время курса не проводятся. Однако, дети после курса лечения САМИ начинают продвигаться в речи, потому что процедуры воздеюствуют на первопричину задержки речевого развития.

При последующей логопедической коррекции и занятиях с ребенком, такие дети довольно быстро преодолевают задержку речевого развития и ничем не отличаются от сверстников.

Методика кранио-церебральной стимуляции направлена на улучшение работы тех частей мозга, которые не функционируют достаточно хорошо. В случае с ЗРР улучшается речевая активность ребенка.

Метод циркуляцию спинномозговой жидкости и, как следствие, у детей с речевыми проблемами и общим отставанием также улучшается обмен веществ.

Результаты терапии задержки речи у детей

В ходе проведения курса кранио-церебральной терапии у большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются улучшения по многим параметрам, в том числе и лингво-речевым:

— Улучшается восприятие окружающего мира,

— Увеличивается словарный запас,

— Увеличивается интерес к окружающему миру, к социуму,

— В лексиконе детей с задержкой речевого развития появляются целые предложения,

— В организме запускаются очистительные процессы, и физиологические параметры детей меняются. Дети с дефицитом массы тела постепенно добирают необходимые килограммы, и наоборот. Изменяется состояние волос — волосы становится мягкими и блестящими, исчезает ороговелость ладоней и стоп, и пр.),

— У части детей снижается чувствительность к резким звукам,

— Улучшается мышечный тонус.

Задержка речевого развития

у детей — это повод для беспокойства. Не стоит слушать советов от соседей, или людей на форуме, как : «Мой племянник заговорил в 4 года сразу целыми предложениями, стал наизусть читать «Бородино» и его теперь не остановить». Такие случаи — большая редкость, гораздо чаще проблемы с речевым развитием остаются у детей и в школе, а у некоторых и на всю жизнь.

Необходимо пойти на консультацию к специалисту для выявления проблемы с речевым развитием. Он также поможет отличить ЗРР от схожих по признакам, более серьезных нарушений, таких как аутизм, ЗПР, и другие. В случае, если у ребенка была диагностирована задержка речевого и психического развития или другая дисфункция, необходимо начать терапию как можно скорее.

Больше видео-отзывов родителей смотрите здесь.

Также читайте по теме:

Задержка речевого развития

— стоит ли беспокоиться?

Задержка речевого развития

– более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет.

Задержка речевого развития

характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития

(ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи.

Задержка речевого развития

встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития

негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Задержка речевого развития

является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития

может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Проявления задержки речевого развития

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика задержки речевого развития

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.