Словацкие карпаты

Горный регион Малые Карпаты простирается на более чем 100 км. Свое начало эти живописные невысокие горы берут прямо у словацкой столицы Братиславы и доходят до Нового места над Вахом. Этот регион помнит сражения Второй мировой войны, когда лесистые склоны Малых Карпат служили укрытием для словацких партизан. Сегодня здесь созданы все условия для активного отдыха, проложены многие километры туристических троп и велотрасс. Зимой сюда приезжают кататься на лыжах. Если вы останавливаетесь в Братиславе на несколько дней, обязательно съездите в Малые Карпаты. Это идеальное место для воскресного отдыха всей семьей.

Туристические маршруты

700 m 6:30 h

Источник: turistikaonline.sk

Пост-предисловие здесь

Ссылки на  1-й — 4-й  дни похода по Карпатам — в конце поста.

Ужгорода мы практически не увидели, так как приехали туда, когда уже темнело, и уехали утром. Ночевали мы у знакомых. Такие замечательные люди! Все наше знакомство — пребывание в санатории в 2019 году и по два-три телефонных разговора в последующие годы. Они так для нас старались! Мало того, что традиционно накормить-напоить, но и одежку, которую мы привезли из похода, загрузили в стиральную машину, и наутро все высохло, досушили нам травы в сушилке, а утром еще и машину помыли. Ну, и конечно, показали дорогу к погранпереходу в Ужгороде.

1.По дороге к границе получилось одно фото из окна автомобиля.

Тем, кто собирается ехать в эти края, сообщаю: Дорога, как почти всегда в Закарпатье, ужасная, хоть кое-где и подлатали. Но последние полсотни километров, от Мукачево до Ужгорода — прекрасная трасса. Всего от Квасов проехали 227 км.

2. Только переехали границу, остановились возле придорожного кафе, чтобы позвонить дочке, пока есть связь Киевстар.

Первое впечатление — все, как у нас. Возле кафе -асфальт  с выбоинами, кое-где мусор, вдали — ржавая крыша, бигборд с политической рекламой. На бигборде написано: «Сильная семья, лучшая Европа».

3. Но проехали с минуту и поняли, что мы уже не дома. Дорожное покрытие — прекрасное.

Поскольку мы не знали, будем ехать по платным дорогам или нет, по совету

siv2203

,( кстати, спасибо Ире и за все ответы на наши вопросы  перед поездкой)   купили на ближайшей заправке (словаки называют «бензинка») виньетку, которую надо наклеить на верхнюю правую часть  лобового стекла. На 10 дней она стоит 10е. Мы ехали на 6 ночей и 7 дней, но меньше, чем на 10, виньеток не бывает.

Первое новое слово, бензинка, мы услышали еще на украинской стороне  стоя в очереди на границе . Стояли всего 1 час. 40 мин., жарко, народ повыходил из машин. Возле нас — несколько пожилых словаков. А о чем дедам говорить в очереди? Конечно, о политике. Слышу: «Путин как Гитлер», ну и дальше диалог, в который и мы потом вмешались. Естественно, сочувствуют нам. И потом  во  все время нашего путешествия мы общались со словаками (больше всех), поляками и даже ирландцами. И все спрашивают, какая у нас ситуация, и все нам сочувствуют. И в один голос говорят: «Путин — плохой человек.»  Не говорят, что русские плохие, а именно о главе государства.

4.Сначала села — как у нас в Закарпатье ( предыдущий пост)…

5. И даже, как на Волыни.

6. Города — цветные. Мы проезжали Кошице и Прешов.  Наша цель — Прешовский край, село недалеко от Попрада.

7. Дороги ремонтируются основательно. Подготовительный слой — сантиметров тридцать.

8. Стоя у  светофора, увидела такой дом. Не знаю, кто здесь живет. Цыгане обычно живут отдельными кварталами, об этом — в следующем посте.

9. Поля засеяны, во многих местах уже собирают урожай.

10. И новая дорога строится.

11. Мы ехали по нескольким уже готовым участкам этой дороги. Для оплаты не останавливались. Догадываемся, что черные штуковины на столбах вдоль дороги считывают нашу виньетку.

12. Спишский замок. Он входит в наши планы. Пост будет.

13. А это древний город Левоча. Сюда стоит запланировать отдельную экскурсию, но в наших планах ее пока нет.

14. В Левоче сохранилось 80% крепостной стены протяженностью 2,5км.

15.

16. Вот такая холмистость была и в тех местах, где мы поселились.

17. А вот и село Horka  (Хорка). Возле этой церкви мы договорились встретиться с хозяином квартиры, Хорошо, что он нас встретил, Хорок там несколько — Хорка Ондрей, Хорка Кишовце и просто Хорка, мы бы долго блуждали.

18. Квартиру нам бронировала  дочка на  сайте Airbnb, когда мы еще ночевали в Карпатах в палатке. Почему в последний момент? — Потому, что  мы не знали точно, когда туда попадем, 5 -го или 6-го августа.

Если честно, мы обалдели от такого простора. Привыкнув к малогабаритным квартирам советской постройки, я думала, что в просторном помещении буду чувствовать себя неуютно. Ничуть! Это очень комфортно и красиво. В кухне есть все оборудование и посуда. Кухня -холл.

19. В доме  — пять номеров. Два со своим санузлом. Три — с двумя общими. Два обеденных стола позволяют одновременно завтракать-ужинать нескольким семьям. И кисонька трехцветная иногда к нам забегала с хозяйской стороны.

20. Камин настоящий, дровяной, со шкурой перед ним и креслом-качалкой.

21. Дверь на хозяйскую сторону. Хозяева через дом не ходят, у них — вход со двора. Это — запасная дверь.

22. Поднимаемся к себе, на 2-й этаж.

23. Холл второго этажа. Наша комната — справа.

24. Вид на холл первого этажа.

25. А это наша комната (санузел свой). Интерьер нам очень понравился. Цена за сутки 22 е. за двоих. При бронировании жилья, один хозяин написал, что украинцам будет скидка, но нам там было до всех нужных объектов  далековато. А здесь, хоть и без скидки, но  —  10 км до термальных бассейнов, 10 км до Попрада с его супермаркетами, столько же — до Словенского Рая, и немножко больше — до Высоких Татр.

Рядом с домом есть небольшой продуктовый магазинчик, но он рано закрывается. Если бы мы были без машины, — автобусная остановка рядом, транспортное сообщение хорошее. Поезда от Братиславы ходят каждый час, и станция  тоже сравнительно недалеко.

26. Два вышитых торшера -просто прелесть. Рисунки разные, но в одном стиле.

27. Наша ванна.

28. А так выглядит  общий санузел.

29. Посмотрели с балкона налево…

30. прямо…

31….и направо. Видна трасса и там, где стоят двое, — остановка автобуса.

32. Терраса на хозяйской половине. Здесь  часто обитают несколько котов и песик.

33. Выходим из дома.

34. Это задний двор. Серое здание — в процессе активного строительства. Во дворе — беседка, мангал, батут и бассейн. В ясную погоду вдали видны горы. На огороде растет все, что и на моем — свекла, лук, капуста. И даже тепличка такая маленькая, как у нас.

35. «Наш» двор.

36. Правда, красиво? А на днях хозяйка посеяла здесь траву, так что на следующий год  будет газон. И хозяева оказались очень приятными людьми.  Хозяин неплохо говорит по-русски.

Очень нам здесь понравилось.  Хотим еще приехать. Ведь это было первое знакомство со Словакией, так сказать, разведка. Из этого села нам еще есть куда ходить и ездить.

В первый день мы успели съездить в Попрад, в супермаркет Tesco, закупили продуктов,  умудрились там и пообедать за 4,60 е. на двоих.   Суп по-словацки «полевка», я это слово знаю еще от закарпатцев. У них часто встречается фазулева полевка (фасольный суп) в разных интерпретациях — и белый, и красный. Очень вкусно. Куриная отбивная — обычный фаст-фуд. Почему так дешево?-  Мы едим не очень много. А напитков всю неделю старались не брать, воду возили в машине.

Вот так украинские пенсионеры бюджетно путешествуют, а чувствуют себя буржуинами 🙂

О ценах и об уровне жизни словаков расскажу в следующих постах. Это седьмая по счету за два года страна для нас с мужем. И благодаря тому, что язык для знающих украинский, белорусский, русский и несколько десятков слов по-польски, очень понятный, мы узнали довольно много. Украинский помогает лучше всех. Нам так и говорили: «Говорите по-украински, мы розумеем».

И в тот же день мы поехали в термальные бассейны во Врбов. О них будет пост.  Поскольку решили, что надо получить лечебный эффект, и за 6 ночей и 7 дней успеть принять 7 процедур.

А завтра нам — в Словенский Рай. Экстрим.

Дорога в Карпаты и первый деньВторой день походаТретий день похода по КарпатамЧетвертый день похода по Карпатам, географический Центр Европы

Главная достопримечательность Словакии — её природные богатства. Значительную часть страны занимают горные массивы.

Это Малые Карпаты, Белые Карпаты, Высокие Татры, Низкие Татры, Словацкое Рудогорье, Яворники, Малая Фатра.

Белые Карпаты служат границей между Чехией и Словакией и являются частью горного хребта Западных Карпат. Белые Карпаты считаются национальным заповедником, горы в основном покрыты дубовым и буковым лесом. Богатая растительность, пастбища, свежий воздух, реки и потоки – создают притягательность этих мест. В этом году отдыхала в Пиештянах, и, конечно, не в моих правилах упускать возможность увидеть такую красоту. По горам проходит множество туристических маршрутов. Мы выбрали один из них, не самый трудный, разумеется.

Настоящие скалистые горы.

Слева горный склон, справа обрыв, поросший лесом, под ногами неровная тропа, выложенная крупными камнями

Память тем, кто остался в горах. Всякое бывает.

Продолжаем свой путь по живописному ущелью.

Мы часто останавливались,  чтобы полюбоваться пейзажем.

Пройдя свой маршрут, немного отдохнули и поспешили к фуникулеру. Ма́ла Фа́тра наиболее популярные и доступные из всех словацких гор. Каждый найдет здесь что-то по душе: геологи — горные системы из известняка и доломита, ботаники — уникальную субальпийскую флору, историки и этнографы — изобилие маленьких деревушек с патриархальным бытом. А мы просто любовались природой. Гора со странным названием Хлеб (1646 м) является частью горного массива Ма́ла Фа́тра в Северной Словакии

Уже с фуникулера открываются прекрасные виды.

С базы Вратна можно подняться еще немного.

В начале лета горы покрыты ковром из цветущих трав.

Отсюда можно попытаться дотронуться до облаков…

Вся эта территория, где мы побывали, имеет статус национального парка и является объектом ЮНЕСКО

Продрогли на ветру, спустились в харчевню, оформленную в национальном стиле. Мне особенно понравились меховые подстилки из овечьих шкур.

В здешних заведениях подают словацкую еду — копченный овечий сыр, колбасу и бекон, наваристый чесночный суп в глинянных мисках.

Текст и фото : Лилия Финкельман

Карпаты (укр. Карпати, нем. Karpaten, словацк. Karpaty, венг. Krptok, рум. Carpaтi, серб. Карпати) — горная система в Центральной Европе, на территории Чехии, Словакии, Украины, Венгрии, Польши, Румынии, Сербии и частично Австрии (Хундсхаймер-Берге у Хайнбурга-на-Дунае и Нидеростеррайхише Инзельбергшвелле у Мистельбаха).

Согласно римским хроникам I века н. э., в данной местности жило дакийское племя карпов. Историки и лингвисты затрудняются дать ответ на вопрос: племя названо по горам, или наоборот. По наиболее распространённой гипотезе название Карпаты — производное от пра-и.е. sker-/ker- «горная каменистая местность, скалы». Из современных языков ближайший эквивалент содержится в армянском:  или  (qarpat, karpat), где «qar» это камень, а «pat» это стена, а также в албанском языке: karp? «гора, камень».

Имеется тюркская версия происхождения названия. Одно из толкований — «выходить из берегов», «переливаться через край».

В эпоху Античности и Средневековья Карпаты именовались Сарматскими горами.

Горные склоны, цветущие луга, чистейший воздух и живописнейшие виды сегодня привлекают сюда туристов со всего мира. В Карпатах расположено бессчётное множество горнолыжных курортов, туристических троп, старинных деревенек сохранивших свою очаровательную красоту.

Карпаты очень богаты водопадами, которые тоже привлекают своей суровой красотой ценителей природы.

Сами Карпаты делятся на области, каждая из которых имеет название находится в какой либо стране.

Внешние Западные Карпаты, Южно-Моравские Карпаты, Микуловские горы, Нидеростеррайхише Инзельбергшвелле, Центрально-Моравские Карпаты, Словацко-Моравские Карпаты, Белые Карпаты, Яворники, Западные Бескиды, Моравско-Силезские Бескиды, Центральные Бескиды, Оравска Магура, Оравские Бескиды (Живецкие Бескиды), Кисуцкие Бескиды, Восточные Бескиды (частично расположены во Внешних Восточных Карпатах),

Пьенины, Любовньянска Врховина, Чергов, Подгуольно-Магурская гряда, Спишска Магура, Бахурень, Левочске Врхи, Шаришска Врховина, Скорушинске Врхи, Внутренние Западные Карпаты, Словацкие Рудные горы, Спишско-Гемерский Карст, Муранска Планина,  Словацкий Рай, Горный ландшафт Подгалья в районе села Мале Цихе, Воловске Врхи, Столицке Врхи, Вепорске Врхи, Ревуцка Врховина, Словацкий Карст, Чьерна Гора, Фатранско-Татранская область, Малые Карпаты (в том числе Хундсхаймер Берге),

Поважски-Иновец, Трибеч, Жьяр, Велька Фатра, Мала Фатра, Татры, в том числе, Западные Татры, Червене Врхи, Липтовские Татры, Липтовские Копы, Особита Рогаче, Сивый Врх, Восточные Татры, Мармарошский массив, Высокие Татры, Бельянские Татры, Низкие Татры, Горнадска Котлина, Стражовске-Врхи, Старогорске Врхи, Хочске Врхи, Сулёвске Врхи, Словацкое Среднегорье, Втачник, Штьявницке Врхи, Кремницке Врхи, Погронски Иновец,

Поляна, Яворье, Карпатская Русь, Крупинска Планина, Зволенска Котлина, Оструожки, Матранско-Сланская область, Бурда, Сланске Врхи, Земплинске Врхи, Матра, Бёржёнь, Внешние Восточные Карпаты, Низкие Бескиды, Бескидское Предгорье, Ондавска Врховина, Лаборецка Врховина, Бусов, Восточные Бескиды (частично расположены во Внешних Западных Карпатах), Лесистые Бескиды или Полонины,

Спишский Град, Западные Бещады, Буковске Врхи,Восточные Бещады, Верховинский Вододельный хребет, Горганы, Полонинские Бескиды, Ровные Полонины, Хребет Черногора, Внутренние восточные Карпаты, Вигорлат-Гутинская гряда, Вигорлат, Южные Карпаты, Западные Румынские Карпаты, Трансильванское плато, Сербские Карпаты

Кстати говоря родиной знаменитого графа Дракулы тоже являютя Карпаты, а именно Трансильвания.

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!