Развитие вестибулярного аппарата у детей


Приветствую всех родителей, которые интересуются улучшением физического развития своих детей. Конечно каждый из нас задумывается над этой темой. Особенно когда ребенок болен, слаб. Но тема постоянного закаливания кажется такой сложной, что многие забывают о своих мотивах как только ребенок выздоравливает. Есть и другие аспекты физического развития, которые кажутся не такими важными. Обычно это происходит из-за неимения родителями достаточной информации. Сегодня дорогие читатели, я открою новую серию статей в которой постараюсь мотивировать вас на занятия физкультурой дома. И начнем мы с того как тренировать вестибулярный аппарат и зачем это нужно.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. Моя предыстория
  2. Где находится этот орган
  3. Как его развить у детей
  4. Видео с практической тренировкой

Как тренировать вестибулярный аппарат

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

  • Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.
  • При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали “лодочки”.
  • Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого перелета на сомолете моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме. Но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем – укреплением моего организма. Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. А конкретно в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Где находится вестибулярный аппарат

Начнем с теории. И хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам, дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

фото увеличивается при клике

Вестибулярный аппарат – это небольшой орган, который находится во внутреннем ухе. Эллиптический мешочек тесно связан с ушной улиткой, которая отвечает за слуховую часть. Этот самый мешочек разветвляется на полукружные потоки. Всего три протока и они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Сам мешочек и полукружные потоки заполнены эндолимфой (жидкостью). В которой, на картинке мы видим, вестибулярный нерв и раздражающие волоски. Во время наших движений, жидкость переливается раздражая тем самым волоски. После чего вестибулярный нерв передает сигналы в мозг.

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно.
Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет. И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета. Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать? Объясняю:

  • Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники – глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.
  • Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

Как развить вестибулярный аппарат у детей

Тренировать вестибулярный аппарат у детей необходимо с раннего возраста, ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и вообще двигаться прямо, в нужном направлении.

Лично я стала целенаправленно заниматься с Александром, когда ему было две недели отроду:

  1. Легкие покачивания из стороны в стону на руках у мамы, как если бы мы укачивали малыша, только чуть интенсивней.
  2. Кружения в вальсе, сначала медленные, со временем быстрее.
  3. Как только мой мальчик научился держать голову, мы начали “летать” по комнатам. Одной рукой я держала ножки ребенка, другая рука под грудью, Александр выгибал свою шейку как парусник и отправлялся в полет.
  4. С 4-ех месяцев занимались на спортивном надувном мяче, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая время. Чтобы малыш не прилипал к мячу, можно постелить под его тельце пеленку. Итак, кладем ребенка на хорошо надутый мяч, слегка разводим его коленки в стороны и начинаем качать мячик вправо-влево, вперед-назад, можно покрутить вокруг оси. Александр категорически отказывался лежать на спине, поэтому мы делали упражнения лежа на животе и конечно я держала спинку ребенка рукой направляя мяч (см. фото выше).
  5. С 6-и месяцев мы стали практиковать вис вниз головой. Я брала ребенка за щиколотки над диваном или кроватью и поднимала несколько раз. У нашего папы сердце уходило в пятки, когда он наблюдал за этим.

Конечно же я не экспериментировала с моим любимым сыночком, все упражнения и массаж, о котором я напишу в следующих статьях, были взяты мною из прекрасной книги Беби-йога и массаж для самых маленьких Евгении Шиловой. В ней даются подробные рекомендации с картинками по массажу, йоге и аква йоге для детей до года. Выполнить их просто каждому родителю, следуя инструкциям. Приобретайте в Лабиринте.

Тренировка вестибулярного аппарата: видео

Теперь мы немного углубимся, и я покажу и расскажу о нашей тренировке вестибулярного аппарата в возрасте 2 года 3 месяца. Мы живем в квартире с террасой и я предпочитаю делать упражнения на свежем воздухе. Если у вас нет такой возможности, не расстраивайтесь, на видео вы увидите, что места нужно немного. Для подобных упражнений подойдет любая комната, главное хорошо проветрить ее. Съемка видео пришлась на январь – зимний месяц. В Доминиканской республике в 17 часов зимой уже темнеет, поэтому извиняюсь за небольшое затемнение на видео.

Упражнения с малышами нужно делать вместе, для того, чтобы подать пример, поддержать, где это нужно, и показать как правильно выполняется то или иное упражнение. Конечно каждая мама найдет в этом свои плюсы: совместное времяпровождение с малышом и поддержание своей физической формы. Начнем?

  • Как все занятия физкультурой, начинаем с разминки. Лучше поставить посередине стул, вокруг которого будет проходить пробежка. В случае тренировки вестибулярного аппарата, нам нужно бегать по кругу. Смените направление через несколько кругов, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  • Подготовьте заранее прочную доску, которую вы положите на два стула. Ребенок учится держать равновесие, это упражнение сходно с гулянием по бордюрам. Мой малыш очень любил делать “тук-тук-тук”, поэтому поддерживая его интерес я просила постучать по стульчику. Проход по доске прямо и затем приставным шагом.
  • Положите на пол два предмета на расстоянии, которые заинтересуют вашего малыша. Берем ребенка за ноги и мотивируем его дойти на руках до одного из этих предметов. В нашем случае это были мячики. Затем разворачиваемся и доходим тем же способом до другого предмета.
  • Кружение в одну сторону, затем в другую сторону – это самое лучшее упражнение для развития данного органа.
  • Полеты в космос. Люди с плохо развитым вестибулярным аппаратом, имеют проблемы поднимаясь на скоростных лифтах, эскалаторах или при других перемещениях отличающихся от горизонтальной поверхности. Наш маленький космонавт вел отсчет от 5 до 0 и отправлялся в полет! Подбрасываем ребенка от 10 до 30 раз.
  • Продолжаем подготовку в космонавты,
    берем малыша за правую руку и правую ногу, раскручиваем в одну сторону. Останавливаемся. Теперь берем левую руку и левую ногу, раскручиваем в противоположную сторону.
  • Подъем по лестнице и спрыгивание вниз. Сами прыжки – это тряска нашего организма. Если вестибулярный аппарат плохо развит, то даже такие действия могут вызвать неприятные ощущения. Если у вас есть вертикальная спортивная лестница, то подъем и спуск по ней также тренирует данный орган.
  • Ходьба с переступанием препятствий. В нашем случае это были обычные кубики, которые я выстроила рядами. Вы можете положить несколько палок, например. Когда малыш научится переступать препятствия обычным шагом, можно менять его на приставные шаги (боком).
  • Попадание мячом в корзинку. Как я писала выше, за равновесие отвечают также и глаза, поэтому нужно тренировать вестибулярный аппарат вместе с глазомером. Для более старших детей подойдет баскетбол, ну а малыши могут обойтись даже детским ведерком.
  • Кувырки вперед и назад. Желательно научить малыша кувыркаться без остановки 10-15-25 кувырков. Но не всегда получается найти место в квартире, где ковер занимает такую длину. В нашем случае именно по этой причине Александр так и не научился кувыркаться более трех раз без остановки.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать.
Предлагаю посмотреть наше видео с данными упражнениями.

Конечно это не все упражнения помогающие развить функции мозга, которые отвечают за равновесие. Такие простые вещи как перекатывание на полу, катание на качелях, прыжки со скакалкой, раскачивание на канате, прыжки на батуте – все это поможет тренировке вестибулярного аппарата.

В завершении хочу сказать, что многое в ребенке должно быть развито в первые годы его жизни, то есть до школы. Уважаемые родители, не стоит полагаться, что детям достаточно просто выйти на детскую площадку. Или что в школе они нагонят на уроке физкультуры. Если мы хотим видеть их здоровыми, то стоит уделить внимание каждому аспекту с раннего возраста. Сегодня я рассказала вам как тренировать вестибулярный аппарат, в следующей статье поговорим об утренней зарядке. Мне будет очень приятно, если вы поделитесь моей статьей в соц. сетях, для этого воспользуйтесь кнопками ниже.

Вам также будет интересно:

Невесомость на качелях – в рамках игр по астрономии

Как научить малышей ориентироваться в пространствеПодготовка в космонавты в домашних условиях

Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у 6-месячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засы­пание. Однако новорожденный еще не может определять положе­ние тела во внешней среде. В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен.

У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше.
У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вы­зываются при значительно более сильных раздражениях вестибу­лярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлек­торные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают. Например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически зани­мающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у мальчиков к 13—14 годам, а у девочек — к 10—и и у подростков, систематически занимающихся спортом, на 2—3 года раньше, чем у не занимающихся спортом.
Наибольшая тренировка вестибулярных аппаратов происходит при упражнениях в качании головой, а также занятиях гимнасти­кой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах. В состоянии невесомости возбу­димость вестибулярных аппаратов может изменяться.
При тренировке вестибулярных аппаратов одновременно про­исходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувстви­тельности в больших полушариях
. Эта тренировка приводит к образованию и укреплению условнорефлекторных связей между этими зонами, что имеет решающее значение для точного ориен­тирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудо­вых и спортивных движений.
С возрастом возбудимость проприорецепторов у школьников увеличивается
. Наименьшая возбудимость проприорецепторов у младших школьников, наибольшая — у старших. Наибольшая возбудимость проприорецепторов отмечена в дни и часы уроков труда, уроков физкультуры, внеклассных занятий в спортивных секциях, игр и прогулок вне школы, наименьшая — в часы с отно­сительной неподвижностью (на общеобразовательных уроках в школе, во время приготовления уроков). Возбудимость проприорецепторов повышается в первой половине дня и сни­жается к вечеру.
У старших школьников умственная деятельность (30-минутное чтение художественной литературы) в подавляющем большинстве случаев повышает возбудимость проприорецепторов.

Во время игр или трудовых и физических упражнений возбуж­дение проприорецепторов у школьников приводит к последующему повышению умственной работоспособности. Тренировка проприорецепции ускоряет ее развитие. Например, способность различать тонус мышечных групп правой и левой руки и величину движений в суставах рук и ног у детей, систематически занимающихся спор­том, значительно выше, чем у детей того же возраста, не занима­ющихся спортом. Развитие проприорецепции у детей, занимаю­щихся спортом, происходит неравномерно и ускоряется в 7—8 и в 13—14 лет.

Кинестезия развивается с возрастом и совершенствуется при тренировке. Способность при выключении зрения тонко различать длину и толщину небольших предметов и вес малых грузов посте­пенно увеличивается у детей и подростков с 8 до 18 лет. У зрячих, при закрытии глаз, и слепорожденных наибольший прирост этой способности отмечается к 13—14 годам. Однако у слепых вслед­ствие постоянной тренировки эта способность выше, чем у зрячих.

С возрастом изменяется точность дифференцирования мышеч­ных усилий при подъеме грузов среднего веса с закрытыми гла­зами. Мышечные ощущения при подъеме этих грузов совершен­ствуются до периода полового созревания, в котором они отчетливо ухудшаются. После периода полового созревания мышечные ощу­щения снова хорошо дифференцируются и к 16—17 годам дости­гают наибольшей точности. Наиболее точно различаются мышеч­ные ощущения при поднятии грузов в 50—70% от максимальной величины. Чем младше дети, тем чаще их мышечные усилия меньше заданных, а чем они старше, тем чаще мышечные усилия больше заданных. Точность дифференцирования при сокращении мышц сгибателей пальцев значительно больше, чем при сокращении мышц-сгибателей предплечья.

С 3 до 18 лет у мальчиков различение мышечных усилий при движениях кисти точнее, чем при движениях в локтевом суставе.

Возбуждение вестибулярных аппаратов ухудшает точность раз­личения мышечных усилий. У детей, занимающихся спортом, мы­шечные усилия различаются значительно лучше, чем у не занима­ющихся спортом.

У детей с возрастом изменяется точность различения амплитуды движений. Наибольшее нарастание точности различения происхо­дит в 8—13 лет, а с 14 до 17 лет она незначительно увеличивается у мальчиков и несколько уменьшается у девочек. Тренировка ее увеличивает. Наибольшая точность различения амплитуды движе­ний в плечевом и локтевом суставах, меньше в коленном, еще меньше в лучезапястном, пястнофаланговом и голеностопном суставах как с правой, так и с левой стороны.

С 8 до 11 лет точность различения движений уменьшается с уменьшением их амплитуды, а в 16—17 лет, наоборот, умень­шается с увеличением амплитуды движений.

Различение темпа движений у девочек 13—16 лет при враще­нии педалей велосипеда в 2 раза больше, чем в 7—8 лет. Девочки

7—8 лет значительно больше ускоряют темп к концу упражнений, чем девочки 9—12 лет и девочки-подростки 13—16 лет. Следова­тельно, чем младше дети, тем меньше они различают частоту движений. С возрастом это различение становится тоньше, но между девочками 13—14 и 15—16 лет нет существенных отличий. Уже в 13—14 лет лабильность нервной системы становится опти­мальной, а проприорецепция (мышечное чувство) достигает почти максимального совершенства.

Скоростно-силовые движения развивают у подростков мышеч­ную чувствительность не только в тренируемом виде движений, но и в других движениях, которые не тренировались.

Под влиянием производственной практики острота кинестезии увеличивается у учащихся ремесленных училищ. Специальные игры улучшают кинестезию, уточняют движения. Ежедневные тренировочные игры развивают координацию движений значи­тельно больше, чем проводимые 2 раза в неделю. Выполнение движений здоровыми детьми при временном закрытии глаз отчет­ливо уточняет и улучшает кинестезические ощущения, поэтому при последующих тренировках с участием зрения уточняется число попаданий в цель. Таким образом, временная тренировка с за­крытыми глазами увеличивает самостоятельность кинестезии, ко­торая при открытых глазах сочетается со зрением, и совершен­ствует ее.

Уже у ребенка 3 лет безусловный проприорецептивный рефлекс на сердце играет значительную роль при непроизвольных движе­ниях, а условнорефлекторное учащение сердечной деятельности при сигнале предстоящей физической работы не всегда бывает у детей 3—6 лет и только с 7 лет наблюдается у всех.
У детей младшего возраста условные рефлексы на изменения работы сердца при физическом труде и физических упражнениях образуются быстрее, но они отличаются меньшим постоянством, чем у детей старшего возраста.
С возрастом роль рефлексов на внутренние органы увеличи­вается, и они все более совершенствуются в процессе формирования трудовых и спортивных двигательных навыков.