Признаки олигофрении у новорожденных


По данным Википедии, олигофрения (малоумие, умственная отсталость) – врожденная или приобретенная с раннего детства задержка или неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, с врожденным слабоумием рождается около 3% детей во всем мире.

Раньше считалось, что люди с врожденными пороками развития центральной нервной системы, которые и являются причиной олигофрении, обречены и не способны к социализации. Современное общество более гуманное. Раньше родители оставляли больных олигофренией детей в специализированных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Некоторые семьи, в частности известные личности, наоборот гордятся своими детьми и делятся опытом воспитания.

О том, как определить олигофрению, причины врожденного слабоумия, симптоматика, диагностика, профилактика и др., узнаете из нашей статьи.

Вам понадобятся:

постоянное внимание к ребенку;

окружение заботой и лаской;

визит к психиатру;

консультация невропатолога и психолога;

занятия с логопедом;

симптоматическое лечение по назначению врача;

фитотерапия;

1

Как определить олигофрению

Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.

Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дебильность.

Когда болезнь обусловлена генетическим фактором, врачи определяются с диагнозом еще до рождения ребенка и сообщают о нем родителям. Врожденное слабоумие может являться не отдельным синдромом, а идти в комплексе других психоневрологических патологий.

Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.

Методы определения олигофрении:

  1. Скрининговые обследования во время беременности.
  2. Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
  3. Наблюдение за беременностью и родами.
  4. Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
  5. Диагностика психической задержки развития младенца.
  6. Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
  7. Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
  8. Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.

2

Наследственные причины

Генетически, причины врожденного слабоумия носят эндогенный (внутренний) характер. Источником являются хромосомные патологии, нарушение метаболизма, специфические синдромы.

Например, синдром Дауна – наличие 21 лишней хромосомы. Послужить причиной развития олигофрении могут такие заболевания, как синдром Шерешевского-Тренера Клайнфельтера, Рубинштейна-Тейби.

Различают антенатальные и постнатальные факторы генетически обусловленной олигофрении.

Антенатальные причины:

  • Гипоксия плода, вызванная плацентарной недостаточностью;
  • Другие патологии плаценты;
  • TORCH-инфекции матери в период беременности (цитомегаловирус, герпетическая инфекция, токсоплазмоз и краснуха);
  • Токсическое воздействие некоторых химических веществ;
  • Алкоголизм и наркомания матери, а также применение запрещенных во время беременности лекарственных препаратов;
  • Радиоактивное воздействие;
  • Преждевременные роды.

Постнатальные причины:

  • Асфиксия плода во время прохождения через родовые пути;
  • Черепно-мозговые травмы новорожденного;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.

3

Симптомы олигофрении в разном возрасте

У новорожденных

  1. Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
  2. Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
  3. Другие внешние патологии.
  4. Выявление патологий внутренних органов;
  5. Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
    – Характерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
    – Чрезмерная бледность кожных покровов;
    – Судороги и др.

В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)

Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.

  1. В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
  2. В два – долго изучает предметы на расстоянии.
  3. В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
  4. Четырехмесячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.

При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.

К факторам риска врожденного слабоумия относится регресс в развитии младенца.

Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.

У дошкольников

Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.

  1. Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
    Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения.
  2. Отсутствие абстрактного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.

Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный характер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.

В школьном возрасте

При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.

  1. У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
  2. Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
  3. На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении характерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.

Дети с врожденным слабоумием способны к соучастию и сочувствию, умеют дружить, что не всегда можно сказать о детях, чье развитие соответствует медицинским стандартам.

4

Классификации врожденного слабоумия

Традиционная классификация

Степень тяжести Характеристика
Легкая Дебильность характеризуется отсутствием абстрактного, но сохранением наглядно-образного мышления. Наблюдается скудность речевого запаса. Характерны внешние признаки олигофренического компонента, такие как “лобное” выражение глаз и чрезмерная мимика. В некоторых случаях дети с легкой степенью олигофрении отличаются от сверстников только сложностями в обучении в общеобразовательных школах.
Средняя Имбецильность характеризуется конкретным мышлением, практическим отсутствием фразовой речи, стойкими нарушениями движений. Внешние признаки умственной отсталости в данном случае выражены гораздо сильнее, чем при дебильности.
Глубокая Идиотия служит причиной для инвалидизации ребенка. Дети абсолютно не социализированы, не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

  1. Легкая степень – при коэффициенте интеллекта 50-60.
  2. Умеренная степень – при коэффициенте интеллекта 35-49.
  3. Тяжелая степень – уровень развития интеллекта от 20 до 34.
  4. Глубокая степень – коэффициент интеллекта меньше 20-ти.

Классификация по Певзнер

  • Неосложненная степень – познавательная деятельность развита слабо, но сохраняются эмоционально-волевая сфера, способность к трудовой деятельности, поведение адекватно ситуации;
  • Осложненная процессами нейродинамики олигофрения сопровождается нарушениями процессов возбуждения и торможения. В первом случае дети крайне импульсивны, неуравновешенны, отвлекаемы, отличаются конфликтностью; во втором – вялые и инертные, безынициативны, не организованы;
  • Олигофрения, сочетающаяся с психопатоподобным поведением – страдает эмоционально-волевая сфера, в некоторых ситуациях такие дети могут представлять угрозу для других детей, для них не свойственно чувство стыда, отсутствует критичность к своему поведению, иногда наблюдаются вспышки агрессии;
  • Осложненная некоторыми отдельными анализаторами олигофрения – слабоумие предопределено наличием у больного сложного дефекта, например, глухота или слепота, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата;
  • Олигофрения, вызванная нарушениями деятельности лобных долей головного мозга – глубокая интеллектуальная недостаточность, познавательная деятельность отсутствует, страдает эмоционально-волевая сфера, поведение далеко от принятых социальных норм.

5

Как отличить олигофрению от деменции

  1. Олигофрения является врожденным или приобретенным в возрасте до 3-х лет заболеванием; деменция – приобретенное во взрослом возрасте (реже, после 3-х лет) слабоумие, вызванное рядом причин.
  2. При олигофрении степень интеллектуальной патологии стабильна. Деменция может прогрессировать.
  3. Человек, страдающий приобретенным слабоумием, до заболевания был интеллектуально полноценным. Ребенок-олигофрен рождается с интеллектуальным дефектом.
  4. При деменции наблюдается поражение отдельных видов познавательных процессов при относительной сохранности других. При олигофрении степень нарушения когнитивных процессов тотальна.

6

Как диагностировать болезнь у детей

Диагностирование врожденного слабоумия проводится комплексно психиатром, невропатологом и психологом.

Внешние признаки олигофрении:

  • Вздернутый, как бы “приплюснутый” нос и лицо, характерное “височное” положение глаз;
  • Наличие одиночной складки на внутренней стороне ладони;
  • Пятый палец заметно короткий;
  • Большое расстояние между большим и остальными пальцами на ноге.

7

Методы устранения первопричины олигофрении

Вылечить олигофрению невозможно, но облегчить состояние ребенка вполне реально.

  1. Проводится симптоматическое лечение, которое предусматривает прием пациентом различных фармакологических препаратов.
  2. Лекарственная терапия проводится в комплексе с психокоррекцией и психотерапией и занятиями с логопедом.

Последние три метода в некоторых случаях являются ведущими и способствуют социализации ребенка. В ситуациях, когда первопричиной олигофрении являются различные инфекционные заболевания, проводится симптоматическое лечение.

8

Народные средств (фитотерапия)

Чему способствуют фитопрепараты:

  • Повышению скорости реакции;
  • Улучшению функционирования познавательных процессов: внимания, памяти;
  • Нормализации кровообращения;
  • Обогащению клеток головного мозга кислородом;
  • Стабилизации ЦНС.

К таким фитопрепаратам относятся: Интеллан, Пирацетам, Фезам, Пантокрин, различные настойки на травах и др.

Очень важно, чтобы препараты были назначены врачом. Самолечение может усугубить ситуацию.

9

Профилактические меры

Профилактика врожденной умственной отсталости начинается еще в период планирования беременности.

  1. Будущим родителям необходимо посетить генетика и исключить наследственный фактор.
  2. Женщине следует сдать анализы на TORCH-инфекции, которые могут приводить к различного рода патологиям плода.
  3. Избавиться от вредных привычек задолго до наступления беременности.
  4. В период вынашивания плода необходимо постоянно наблюдаться у гинеколога, который ведет беременность, и пройти необходимые обследования.
  5. Проводить беременность в хорошей экологической обстановке, исключить воздействие токсичных веществ на организм.
  6. Принципиально важно будущей маме сохранять спокойствие и не переживать по пустякам.

10

Как ухаживать за больным ребенком

Уход состоит не в приготовлении особенной пищи, а, скорее, в постоянном внимании, окружении заботой и лаской.

Психологи советуют стараться приучать таких детей к самостоятельности настолько, насколько это возможно.

Ребенок с врожденным слабоумием требует постоянного присмотра.

Заключение

Заключение

Дети с диагнозом “олигофрения” являются такими же членами общества, как и здоровые. Врожденное слабоумие не означает, что ребенок обречен на печальное будущее. При хорошем уходе, вовремя проведенной коррекции и устранении симптоматики первопричины заболевания, такие дети имеют все шансы на долгую и счастливую жизнь.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Олигофрения считается одним из самых опасных заболеваний. Развитие недуга провоцирует умственную отсталость у ребенка.

Симптомы олигофрении у детей могут возникнуть на этапе внутриутробного развития или в течение нескольких месяцев после рождения.

В лечении заболевания принимают участие несколько профильных специалистов. Прогнозы патологии напрямую зависят от своевременности и полноценности предпринятых мер терапии.

О симптомах и признаках синдрома Дауна у новорожденного вы можете узнать из нашей статьи.

Понятие и описание недуга

Олигофрения у детей — фото:

Олигофрения представляет собой стойкое психическое недоразвитие. Недуг формируется во время внутриутробного развития или в течение постнатального периода.

Заболевание относится к категории полиэтиологических недугов и может провоцироваться последствиями некоторых болезней женщины до зачатия ребенка или при беременности, генетическими аномалиями или воздействием неблагоприятных факторов на плод.

Олигофрения считается одним из самых сложных заболеваний, практически не поддающихся лечению. Своевременно предпринятые меры терапии могут в значительной степени скорректировать состояние здоровья ребенка и облегчить его социальную адаптацию.

к содержанию ↑

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Спровоцировать олигофрению могут многочисленные внешние и внутренние факторы.

В некоторых случаях специалистам не удается определить конкретный фактор, который привел к развитию недуга у ребенка.

Чаще всего врачи связывают проявление патологии с генетической предрасположенностью (50% случаев в медицинской практике). Второй по распространенности причиной олигофрении считается недоношенность малыша.

В данном случае наблюдается недоразвитость внутренних систем, что повышает риск формирования серьезных отклонений в развитии ребенка.

К причинам олигофрении относятся следующие факторы:

  • гипоксия плода при беременности;
  • черепно-мозговые травмы, полученные новорожденным;
  • хромосомные аномалии;
  • инфекционное поражение плода;
  • травмы головного мозга ребенка в процессе родов;
  • нарушения генетического уровня;
  • хронические интоксикации плода вредными химическими веществами;
  • заболевания, оказывающие негативное воздействие на головной мозг;
  • критичный недостаток полезных веществ в организме беременной женщины;
  • наличие у ребенка других врожденных психических отклонений;
  • асфиксия и родовые травмы;
  • склонность женщины к вредным привычкам при беременности;
  • иммунологический конфликт между плодом и женщиной;
  • наличие резус-конфликта;
  • инфекции мочеполовой системы у женщины.

Как определить микроцефалию у ребенка? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Наиболее интенсивно симптоматика олигофрении проявляется у детей при достижении шестилетнего возраста.

До данного возрастного периода признаки заболевания можно распознать, но родители могут принимать их за особенности характера малыша.

Кроме того, степень выраженности недуга напрямую зависит от локализации поражения головного мозга. В некоторых случаях симптомы олигофрении выявляются на этапе развития плода и в первые месяцы жизни маленького пациента.

Симптоматика патологии в зависимости от возрастной категории детей:

  1. У новорожденных первыми признаками олигофрении считаются чрезмерная раздражительность, мышечная слабость, склонность к судорожным состояниям, диспропорциональность в строении тела, увеличенный размер черепа, другие внешние дефекты (широко расставленные глаза, «заячья губа», слишком маленький размер мизинцев на руках, приплюснутая форма носа и лица).
  2. У детей до года наблюдается отсутствие интереса к окружающему миру, контакту со сверстниками, они с трудом понимают речь взрослых, обращенную к ним, становится более выраженным отставание в развитии по сравнению с ровесниками, детям с олигофренией тяжело воспроизводить слова, повторять показанные им действия (внешние симптомы сохраняются и становятся более выраженными).
  3. У дошкольника симптомы умственной недоразвитости проявляются в более выраженной форме, дети на протяжении длительного времени испытывают затруднения в выполнении простых заданий (рисование, лепка и даже манипуляции с игрушками), наблюдается склонность к воспроизведению однообразных действий (ребенок может часами изучать одну и ту же игрушку, пытаться понять изображение на картинке и пр.).
  4. У ребенка школьного возраста нарушается способность распознавать свойства предметов, им свойственна хаотичная активность, возникают речевые нарушения и искажение получаемой информации, проявляется снижение памяти (для запоминания элементарных действий малышам требуется значительное время), образное мышление может полностью отсутствовать, чувство сопереживания снижено в значительной степени.

Какова продолжительность жизни ребенка с синдромом Ретта? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Степени и виды патологии

На протяжении длительного времени в медицинской практике олигофрению подразделяли на три типа — дебильность, имбецильность и идиотия.

Такой вид классификации был отменен. Приоритетным стало разделение заболевания на определенные типы в соответствии с МКБ-10.

За основу специалисты берут показатели интеллекта, которые являются критерием отнесения недуга к определенной стадии развития патологии.

Дополнительно олигофрения подразделяется на дифференцированную и недифференцированную форму. В первом случае причины недуга удается установить, во втором — такая возможность отсутствует.

По степени прогрессирования заболевание подразделяется на следующие виды:

  • легкая степень (показатель интеллекта не превышает 50-70 баллов);
  • умеренная форма (максимальный показатель интеллекта достигает 35-50 баллов);
  • тяжелая стадия (показатель интеллекта не превышает 25-30 баллов);
  • глубокий тип (уровень интеллекта не достигает 20 баллов).

По этиологии олигофрении подразделяются на патологии, вызванные наследственными факторами, внутриутробным поражением плода, отклонениями в его развитии и родовыми травмами.

К отдельной категории относятся заболевания, спровоцированные неуточненными причинами. Определить негативные факторы, которые нарушили развитие ребенка, может только специалист на основании комплексного обследования маленького пациента.

к содержанию ↑

Диагностика

Одним из основных этапов диагностики олигофрении является проведение психологических тестов.

Врач оценивает речевое и умственное развитие маленького пациента, его словарный запас, уровень восприятия окружающего мира и способность к абстрактному мышлению.

Такие методики позволяют легко выявить наличие патологии, но применяться они могут для детей с трехлетнего возраста. Для малышей раннего возраста диагностика проводится другими способами.

При диагностике заболевания используются следующие методики:

  • МРТ головного мозга;
  • оценка памяти ребенка;
  • исследование кариотипа;
  • скрининговое исследование крови на гипотиреоз и фенилкетонурию;
  • генетическое тестирование;
  • энцефалография;
  • комплексное обследование организма;
  • пробы на врожденные инфекционные заболевания.

к содержанию ↑

Что включает лечение?

Полностью устранить олигофрению невозможно. Относительная коррекция состояния ребенка характерна только для заболеваний, выявленных на самых ранних стадиях развития.

В остальных случаях детям назначается симптоматическая терапия и профилактические процедуры.

Занятия с профильными специалистами являются неотъемлемой частью лечения патологии независимо от ее этиологии степени прогрессирования и формы.

При лечении олигофрении могут использоваться следующие методики:

  1. Прием транквилизаторов (препараты из группы седативных средств, Диазепам, Феназепам).
  2. Терапия нейролептиками (медикаменты с антипсихотическим действием, Ноотропил, Релатин).
  3. Использование гормональных препаратов (Гипофизин, Тиреоидин).
  4. Курсовой прием фитопрепаратов для улучшения работы мозга и снабжения его кислородом, а также стабилизации центральной нервной системы (Фезам, Пирацетам, Пантокрин).
  5. Профилактическая терапия витаминными комплексами (особое внимание следует уделять восполнению запаса витамина В).
  6. Курсовой прием Глутаминовой кислоты (помогает снизить симптоматику умственной отсталости).
  7. Психокоррекция, психотерапия и занятия с логопедом.
  8. ЛФК и лечебный массаж (регулярные десятидневные курсы).
  9. Психомоторная гимнастика (лучше доверить проведение процедуры специалисту).

Передается ли по наследству синдром Туретта? Узнайте об этом из нашей статьи.

к содержанию ↑

Особенности воспитания

Поведение и отношение родителей к ребенку с диагнозом олигофрении имеют особое значение для проводимой терапии.

Если малыш будет воспитываться в неблагоприятных условиях, то недуг будет развиваться ускоренными темпами.

У ребенка появятся признаки агрессии к окружающему миру, а эффективность реабилитационного курса в значительной степени снизится.

Родителям при воспитании малыша с олигофренией важно запомнить несколько правил, нарушать которые нельзя ни в коем случае.

Родители обязаны:

  • обеспечивать постоянный присмотр за ребенком;
  • оказывать малышу психологическую помощь;
  • доброжелательно относиться к ребенку;
  • позитивно мотивировать малыша;
  • обучать ребенка элементарным навыкам;
  • соблюдать все рекомендации, назначенные врачами;
  • посещать специальные занятия с профильными специалистами.

к содержанию ↑

Какой прогноз?

Благоприятные прогнозы возможны только при раннем выявлении олигофрении у ребенка.

При своевременной терапии легкой степени заболевания дети обретают способность выполнения элементарных бытовых задач.

Во взрослом возрасте они хорошо осваивают некоторые виды профессий, в некоторых случаях может понадобиться специально оборудованное рабочее место.

Если олигофрения прогрессирует ускоренными темпами, то ребенку на протяжении всей жизни необходим уход. Самостоятельно выполнять простые обязанности ему будет крайне сложно.

Неблагоприятные прогнозы при запущенной олигофрении:

  • пожизненная неполноценность интеллекта;
  • инвалидность;
  • ярко выраженные психические расстройства.

к содержанию ↑

Возможна ли профилактика?

Профилактика олигофрении у ребенка возможна только на этапе планирования беременности.

Родителям необходимо пройти полноценное обследование, вылечить все имеющиеся заболевания, исключить присутствие в организмах инфекций и определить риск наследственной предрасположенности к патологиям мозга у будущего малыша.

Исключение всех негативных факторов повышает шансы рождения здорового ребенка. Если малыш родился с подозрением на олигофрению, то профилактические меры не приведут к ожидаемым результатам.

Меры профилактики патологии включают в себя следующие рекомендации:

  1. Прохождение обоими родителями обследования на краснуху, токсоплазмоз и иные инфекционные заболевания (на этапе планирования беременности).
  2. Предотвращение вирусных заболеваний в период вынашивания плода и любого негативного воздействия внешних факторов на организм женщины.
  3. Исключение родовых травм новорожденного (правильное родовспоможение).
  4. Своевременное лечение врожденных болезней у ребенка при их выявлении.

Олигофрения относится к числу неизлечимых патологий. Данное заболевание становится причиной интеллектуальных, волевых, эмоциональных расстройств у ребенка. Речь малыша и моторика не соответствуют его возрасту.

Если терапию начать вовремя и проводить ее полноценно, то у ребенка появится возможность адаптации к окружающему миру.

О том, что такое олигофрения, вы можете узнать из видео:

Слабое развитие психики, вызванное врожденным или приобретенным в детстве заболеванием головного мозга, называется олигофренией. В переводе с древне-греческого это слово означает «малый ум».

Олигофрения у детей (слабоумие) проявляется отклонением в интеллекте ребенка, эмоциях, речи, моторике, цельности личности. Детям с данной патологией трудно адаптироваться во внешней среде.

Причины

Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:

  1. эндогенный (внутренний) фактор;
  2. экзогенный (внешний) фактор;
  3. сочетание обоих факторов.

Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.

Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.

Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.

Внешние факторы умственной отсталости могут оказать влияние на ребенка не только до рождения, но и в раннем детстве. Это болезни головного мозга (в том числе травмы, опухоли) и тяжелые инфекции в виде кори, скарлатины, перенесенные до 3-летнего возраста.

Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.

Классификация

В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:

  • легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
  • умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
  • тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
  • глубокая с IQ <20 (идиотия).

Как видно из классификации, степени олигофрении зависят от коэффициента интеллекта. При легкой степени умственной отсталости – дебильности – способности детей ограничены хорошей разговорной речью, простейшему счету и письму. Им не свойственны логичность, рассуждения, мышление, аргументированность.

На видео показаны примеры развития логического мышления у детей с речевыми нарушениями:

Имбецилы имеют скудный словарный запас, из-за этого выражают желания через эмоциональные оттенки одних и тех же слов. Ограничены в самообслуживании. Этот вид болезни официально подразделяется на умеренную и тяжелую степени в зависимости от IQ.

Глубокая степень олигофрении – это идиотия. У детей с таким диагнозом речь не развивается, они произносят только нечленораздельные звуки и слова. Не способны к элементарному самообслуживанию, не могут узнавать людей.

Симптомы

Клиническая картина умственной отсталости ребенка взаимосвязана с его психическими расстройствами. В качестве симптомов детской олигофрении в медицине зафиксированы нарушения:

  • сознательной деятельности;
  • познания и обобщения;
  • речи;
  • эмоций.

Проявления олигофрении у детей с ДЦП становятся заметными в 2-3 года и выражаются в торможении интеллектуального развития, слаборазвитых побуждающих рефлексах, расстройствах моторики.

Характерными симптомами олигофрении у новорожденных детей считаются:

  1. отклонения от нормы в строении головы, лица и тела;
  2. нарушения в строении внутренних органов;
  3. признаки фенилкетонурии (генетического заболевания, связанного с нарушением обмена аминокислоты – фенилаланина):
    •  кислый запах мочи и кожи,
    •  очень бледные кожные покровы,
    •  неестественно светлые голубые глаза,
    •  вялость, отсутствие реакции,
    •  судороги,
    •  мышечная слабость.

У маленьких детей внешние признаки олигофрении проявляются в задержке развития таких основных функций, как держание головы, предречевой лепет, умение сидеть, вставать.

Проявление некоторых наследственных факторов олигофрении можно диагностировать в процессе беременности.

Диагностика умственной отсталости у детей первого года жизни проводится по состоянию рефлекторных функций, отклонениям в поведении и физическом развитии. На втором году жизни можно установить степень диагноза.

Лечение

При выявлении у ребенка олигофрении нужно не опускать руки, а стремиться к поддержанию детского здоровья вне зависимости от степени заболевания. Некоторая коррекция умственной отсталости возможна при болезнях наследственного характера, связанных с нарушением обмена веществ.

В большинстве случаев данного диагноза показано симптоматическое лечение – способы терапии, заглушающие признаки болезни, но не устраняющие ее причины.

Профилактика

Предупреждением заболевания олигофренией нужно заниматься до начала беременности. Для этого супругам следует сдать анализ на возможные инфекции и вылечить их. На начальной стадии беременности женщине необходимо пройти тест на генетические патологии, а в течение всего периода вынашивания плода – оберегать свой организм от вирусных заболеваний. Снижение риска возникновения олигофрении также связано с благополучным протеканием родов.

Взаимодействие с окружающим миром

Учеными доказано, что у детей-олигофренов социальный уровень несколько выше интеллектуального. Из этого следует, что степень адаптации ребенка в окружающем мире зависит от среды и в большей степени – от воспитания. При правильном подходе к малышу он начинает проявлять доступный ему интерес к игрушкам, сверстникам, осваивает простейшие навыки самообслуживания.

Родителям полезно помнить, что диагноз – не приговор и не клеймо, а сигнал к действию. Главное – не отрицать болезнь и не упустить время. Проявляя грамотную активность в борьбе за здоровье ребенка, окружая его заботой и любовью, родные помогут своему чаду раскрыть индивидуальный потенциал.

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Все болезненные состояния, связанные с необратимыми повреждениями структур головного мозга ребенка в ходе эмбрионального и постэмбрионального развития и возникающими вследствие этого интеллектуальной недоразвитостью и различными психическими проблемами, объединены в понятие слабоумие или олигофрения у детей. По решению Всемирной организации здравоохранения, совокупность патологий данного типа принято определять как умственная отсталость (Mental retardation), и соответствующий ей код по МКБ 10 — F70-F79.

В США все формы нейрокогнитивной неполноценности в законодательном порядке принято называть intellectual disability – интеллектуальной инвалидностью, термин «олигофрения» в современной западной психиатрии вышел из употребления.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

Код по МКБ-10

F70-F79 Умственная отсталость

Причины олигофрении у детей

В детской психиатрии причины олигофрении у детей разделяют на наследственные (генные аномалии и хромосомные нарушения, на долю которых приходится 70% патологии), антенатальные (то есть патогенные факторы, воздействующие на плод в течение беременности) и постнатальные (во время родов, в период новорожденности и первых 12-24 месяцев жизни).

Патогенез наследственной олигофрении чаще всего обусловливают нарушения в наборе хромосом или их дефекты. Назовем лишь некоторые из них:

лишняя 21-я хромосома — синдром Дауна;

лишняя 13-я хромосома — синдром Патау;

синдром фрагильной хромосомы — Х-сцепленное слабоумие у мальчиков, а также синдром Ретта у девочек;

  • дефект хромосомы 4p – синдром Вольфа-Хиршхорна;
  • аномалии хромосомы 5p – слабоумие при синдроме кошачьего крика;
  • дефект хромосомы 9p – синдром Альфи, хромосомы 15р — синдром Прадера-Вилли и т.д.

Все это ярко выраженные синдромные разновидности умственной неполноценности у детей, при которых нарушения формирования различных структур головного мозга — последствия дефектов хромосом.

Наиболее частые причины олигофрении у детей, связанные с наследственно обусловленными расстройствами метаболизма: дефицит йода (неонатальный тиреотоксикоз), нарушение обмена незаменимой аминокислоты фенилаланина (фенилпировиноградная олигофрения), недостаточность расщепляющего аргинин фермента (гипераргининемия), дефицит лизосомального фермента трипептидил пептидазы (нейрональный цероид-липофусциноз) и др.

Антенатальные причины возникновения умственных дефектов у ребенка включают:

  • хроническую внутриутробную гипоксию (недостаток кислорода) плода;
  • плацентарную недостаточность (синдром задержки внутриутробного развития плода);
  • инфекции матери (сифилис, токсоплазма, вирус герпеса, цитомегаловирус);
  • перенесенная во время беременности краснуха (приводит к рубеолярной олигофрении у ребенка);
  • токсическое воздействие свинца, паров ртути, пестицидов, фенола;
  • тератогенное воздействие на плод этанола (алкоголя), а также целого ряда принимаемых в период беременности лекарственных средств (антибиотиков, аспирина, варфарина, изотретиноина и др.);
  • повышенный фон ионизирующей радиации;
  • преэклампсия, преждевременные роды.

К постнатальным причинам олигофрении у детей, в первую очередь, относится острая асфиксия во время родов или черепно-мозговая травма (родовая травма головы при наложении щипцов или использования вакуум-экстрактора). Также нарушение функций головного мозга и последующая умственная отсталость у детей может быть при иммунной несовместимости матери и плода по резус-фактору крови.

Олигофрения у детей раннего возраста может развиться вследствие бактериально-вирусного поражения мозга Escherichia coli, Listeria coli, Haemophilus influenza, St. Pneumonia, Neisseria meningitidis при менингите или энцефалите.

Симптомы олигофрении у детей

Умственная отсталость означает существенные ограничения соответствующих возрасту интеллектуальных и когнитивных способностей и адаптивного поведения, которые проявляются у ребенка и остаются на всю жизнь — как и вызывающая их биологическая неполноценность головного мозга. И симптомы олигофрении у детей зависят от степени ограничения умственных способностей:

  • легкая или I степень олигофрении (дебильность);
  • умеренная олигофрения — II степень (незначительно выраженная имбецильность);
  • тяжелая олигофрения — III степень (значительно выраженная имбецильность);
  • глубокая олигофрения — IV степень (идиотия).

Характерными признаками легкой олигофрении у детей считаются: уровень интеллектуального развития (IQ по шкале Векслера) 50-69 баллов; отставание в физическом развитии; плохая память и неустойчивость внимания; проблемы с абстрактным и логическим мышлением; трудности в осуществлении целенаправленных действий; эмоциональная нестабильность и легкие расстройства поведения; очень большая внушаемость, зачастую приводящая к полной зависимости от влияния посторонних лиц.

Специалисты отмечают, что первые признаки незначительного нейрокогнитивного отклонения во многих случаях могут быть выявлены только после начала обучения детей в школе – в 8-9 лет, когда им труднее дается освоение учебной программы. По данным британских психиатров, около 87% детей с легкой умственной отсталостью только немного медленнее осваивают новую информацию и навыки.

При умеренной олигофрении IQ определяется на уровне 35-49 баллов, а при тяжелой — в пределах 20-34 – то есть способность к самостоятельному мышлению минимальна (в первом случае) либо отсутствует совсем. Такие дети могут плохо спать и есть, быстро устают и раздражаются. Отставание в развитии отчетливо прослеживается в раннем возрасте: сидеть, ползать, ходить и говорить такие дети начинают позже возрастных норм. Хотя, несмотря на все трудности, дети с имбецильностью способны овладеть минимальным словарным запасом. Также имеются проблемы с мелкой моторикой, с низкой способностью к запоминанию и освоению простейших действий по самообслуживанию.

Олигофрения относится к непрогредиентным, то есть не прогрессирующим состояниям, однако симптомы олигофрении у детей с умеренной и тяжелой отсталостью с возрастом становятся более очевидными для окружающих, особенно по сравнению со сверстниками без инвалидности. Это проявляется в полной неспособности контролировать и адаптировать свое поведение, что часто приводит к поведенческим отклонениям в виде приступов психомоторного возбуждения, вплоть до аффективных расстройств, напоминающих эпилепсию припадков и психозов с элементами агрессии. От 5% до 15% детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют поведенческие проблемы, которые представляют собой значительную проблему для тех, кто за ними ухаживает. Однако при олигофрении, вызванной врожденным гипотиреозом, дети вялы и апатичны, их движения замедленны, может быть полное отсутствие слуха и речи. В общем, в каждом конкретном случае проявление тех или иных симптомов определяют не только степень поражения мозга, но и его патогенез.

Особенности детей с олигофренией глубокой (IV) степени проявляются в отсутствии мыслительных способностей (при идиотии уровень IQ менее 20 баллов) и речи. Глубокая умственная отсталость у детей почти всегда определяется при рождении или вскоре после этого. Большинство таких детей имеют значительные повреждения ЦНС и неспособны реагировать на внешние раздражители, воспринимать речь, узнавать родителей, испытывать и выражать эмоции (отсутствует осознанная мимика), координировать движения, осязать предметы, чувствовать вкус, запах и даже боль. Частый симптом — механическое многократное повторение одного и того же движения или, наоборот, впадение в состояние полной неподвижности.

Следует иметь в виду, что для некоторых синдромных олигофрений (синдромы Дауна, Крузона, Апера и др.) присущи типичные внешние признаки, в частности, черепно-лицевые аномалии, нарушения проводимости глазодвигательных нервов (с косоглазием или нистагмом) и общей мышечной иннервации (с парезами или судорогами). А со стороны сердечно-сосудистой и эндокринной системы бывает немало неспецифичных симптомов.

Диагностика олигофрении у детей

Изучение анамнеза (в том числе семейного), полная информация о беременности и родах матери, оценка физиологического развития ребенка и его общего – база, на которой основана диагностика олигофрении у детей. Однако детские психиатры не скрывают, что у детей раннего и дошкольного возраста определить олигофрению (если, конечно, это не явно выраженный синдром) достаточно сложно: тестирование уровня умственных возможностей по Векслеру (по версии WAIS для дошкольников) рассчитано на детей пяти лет и старше, оценить уровень адаптационного поведения и коммуникабельности – с помощью специальной рейтинговой шкалы — тоже непросто. Остается проверка словарного запаса и умения складывать кубики.

Так что проверка психического развития (кроме выраженной имбецильности и идиотии) бывает затруднена, но при этом врачу необходимо максимально точно структурировать симптоматику (часто неспецифичную) и связать клиническую картину с причинами задержки развития.

В этом могут помочь анализы крови — общий, биохимический, на ферменты, на RW, Anti-HSV-IgМ, токсоплазму и CMV (цитомегаловирус), анализ мочи на аминокислоты, генетическое тестирование и т.д.. И только инструментальная диагностика – энцефалография, КТ и МРТ головного мозга – могут выявить имеющиеся черепно-мозговые нарушения. Дополнительно см. статью — Диагностика умственной отсталости.

Правильность определения патологии развития обеспечивает дифференциальная диагностика, так как многие состояния и заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) имеют частично сходную психоневрологическую симптоматику.

В 66 странах мира диагностика олигофрении у детей проводится согласно разработанному Американской психиатрической ассоциацией (APA) диагностическому руководству Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM), и базируется на трех критериях: дефиците общих умственных способностей, существенных ограничениях в одной или нескольких областях адаптивного поведения и доказательствах того, что ограничения интеллекта стали очевидными детском или подростковом возрасте.

[15], [16], [17], [18]

Лечение олигофрении у детей

Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.

Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.

Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда.

Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).

Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.

Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.

Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.

Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.

Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.

Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.

Олигофрения у детей затрагивает 2-3% общей численности населения планеты. 75-90% имеют легкую форму патологии.

Важно знать!

В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания, для которых умственная отсталость — лишь один из симптомов, как правило, самый тяжёлый.

Читать далее…

Олигофрения у детей считается одним из самых опасных заболеваний, которая постепенно ведет к снижению умственной активности и приводит к инвалидности. Очень часто признаки заболевания появляются еще во время беременности, нередко нарушения наблюдаются спустя месяцы после рождения.

Сегодня олигофрения встречается достаточно часто и во всех случаях сопровождается серьезной умственной отсталостью. Как распознать тревожные признаки, и поддается ли болезнь лечению?

Что такое олигофрения

Ученые уже давно проводят исследования и пытаются выявить, что такое олигофрения. Очень важно отличать ее от приобретенных нарушений умственной деятельности. С возрастом пациента при деменции (одной из форм слабоумия), а также исходя из действия определенных негативных факторов, умственная активность снижается. При олигофрении наблюдается четкая недоразвитость интеллекта и психики (то есть больной не развивается согласно своему реальному возрасту).

Этот термин был открыт не так давно. Раньше всем пациентам с такими отклонениями ставили один общий диагноз − слабоумие. Олигофрения встречается достаточно часто и диагностируется у детей в возрасте до 3 лет. Стоит отметить, что мальчики в большей степени подвержены этому заболеванию. Коварство заболевания заключается в сложности диагностики на ранних стадиях. Очень часто нарушения обнаруживают на запущенных стадиях, когда ребенку уже трудно чем-то помочь.

Согласно статистике, олигофрению чаще диагностируют у школьников и студентов. В определенном возрасте при поступлении в школу или ВУЗ надо обязательно пройти тесты. Если человек с ними не справляется, врачи диагностируют нарушение умственного развития и отправляют на дополнительное обследование к специалистам (логопеду, неврологу и т.д.).

Классификация олигофрении

Долгое время врачи выделяли три основные степени олигофрении: дебильность, идиотию и имбецильность. Однако такие формы заболевания считались неверными, и со временем был введен на них запрет. Сегодня существует специальный Медицинский классификатор болезней, согласно которому соответствует определенным уровням проявления умственных нарушений олигофрения.

Заболевание делится на две основные формы:

  • дифференцированную (возможно установить основные признаки развития олигофрении у детей);
  • недефференцированную (установить природу заболевания невозможно).

Существует несколько стадий течения болезни, которые определяются, исходя из основных показателей интеллекта:

  1. При легкой степени тяжести олигофрении ребенок не набирает более 50-70 баллов.
  2. Вторая − не более 50 баллов.
  3. В тяжелых случаях показатель не превышает 30.
  4. В запущенных формах (глубокая олигофрения) интеллект не достигает цифры 20.

На сегодняшний день точной классификации олигофрении не существует. При оценке состояния пациента врач учитывают многие факторы (правильность мышления, особенности характера, насколько сильный интерес к окружающему миру и т.д.).

Стоит отметить, что здоровый ребенок без труда отвечает на вопросы тестов при определении коэффициента интеллекта на уровне автоматизма, а больной медлит с ответом.

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Олигофрения у детей может быть врожденной и приобретенной. Во втором случае риск генетической передачи очень низкий, поэтому многие ученые не считают данную патологию наследственной. Как правило, она развивается при совокупности многих негативных факторов. Среди основных причин выделяют:

Наследственные факторы

Как правило, они играют одну из решающих ролей при врожденных формах многих заболеваний. В первую очередь, это касается генных и хромосомных аномалий (болезни Дауна, синдромов Патау, кошачьего крика, Альфи, фрагильной хромосомы и т.д.). Под действием данных факторов налицо хромосомные дефекты, в результате которых нарушается нормальная структура головного мозга. Также к наследственным причинам относят:

  • нехватку йода в период внутриутробного развития;
  • нарушения естественного обмена фенилаланина, который является незаменимой аминокислотой;
  • недостаточное количество  фермента, отвечающего за процесс расщепления аргинина;
  • нехватку лизосомального фермента (трипептидил пептидазы).

Поэтому очень важно проводить необходимую диагностику еще до наступления беременности, чтобы убедиться в отсутствии одного из предрасполагающих факторов к развитию олигофрении.

Антенатальные

К этой группе относят причины, которые влияют на нормальное развитие плоды в утробе матери:

  • хроническую нехватку кислорода;
  • плацентарную недостаточность;
  • олигофрению, которая часто развивается на фоне перенесенных инфекций (сифилиса, токсоплазмоза и т.д.);
  • перенесенную в период беременности краснуху;
  • злоупотребление спиртными напитками, курением + наркотики;
  • длительный прием медикаментов, которые негативно влияют на состояние плода (антибиотиков, Аспирина и т.д.);
  • лечение от радиации;
  • роды раньше положенного срока;
  • тяжелую форму гестоза.

Для того чтобы снизить риск развития олигофрении у ребенка, беременной женщине нужно особо тщательно следить за своим здоровьем и выполнять все врачебные рекомендации.

Постнатальные

Очень часто данное заболевание диагностируется сразу после родов (вследствие родовой травмы) или в течение первых лет жизни малыша. Это вызвано следующими причинами:

  • острой нехваткой кислорода во время родовой деятельности;
  • применением щипцов или вакуум-экстрактора, что влечет за собой черепно-мозговую травму малыша;
  • резус-конфликтом матери и плода;
  • бактериальной или  вирусной формой менингита или энцефалита, перенесенной до 3-х лет;
  • наличием злокачественных образований в головном мозге;
  • тяжелой формой кори или скарлатины в возрасте до 3-х лет.

Выше перечислены основные причины развития олигофрении у детей. Стоит отметить, что на наследственные факторы никак нельзя повлиять, а вот снизить риск развития постнатальных и антенатальных возможно. Для этого нужно очень внимательно следить за состоянием своего здоровья во время беременности и выполнять все врачебные рекомендации.

Симптомы олигофрении

Данный недуг не является самостоятельным, он всегда сопровождается рядом сопутствующих заболеваний. Очень часто у таких больных наблюдается нарушение речевых и двигательных функций, сильно страдает эмоциональная система. Основными симптомами разных форм олигофрении у детей являются:

  • частичное или полное отсутствие абстрактной формы мышления (такие пациенты во взрослом возрасте похожи на 2-3 годовалых детей, они мыслят конкретно и ситуационно);
  • выраженная задержка психического развития (наблюдаются ухудшение памяти, речи, способности к обобщениям и восприятиям, нарушение двигательной и эмоциональной активности);
  • слабо развитая речь (в обиходе у ребенка с олигофренией до нескольких десятков слов, он не может полноценно составлять предложения или читать, и в большинстве случаев такие больные остаются безграмотными);
  • неспособность запоминать имена, цифры даты и т.д.;
  • неспособность ориентировки в бытовых ситуациях, когда отсталость интеллекта дополняется невозможностью совершения самых примитивных действий (похода в магазин, выбора одежды и т.д.);
  • сильная задержка физического развития (взрослый человек может внешне напоминать подростка).

Стоит отметить, что интеллект снижается постепенно, и яркое его проявление наблюдается только в школьном возрасте. До 12 месяцев чаще всего диагностируют врожденную форму олигофрении, которая также проявляется в виде задержки развития малыша. Симптомы олигофрении для новорожденных и детей до года такие:

  • аномалии в строении лица, головы, шеи;
  • врожденные патологии внутренних органов;
  • фенилкетонурия;
  • неспособность держать голову, сидеть, ползать и выполнять другие действия согласно своему возрасту.

Очень важно при первых тревожных симптомах обращаться к врачу, который проведет комплексную диагностику и подберет эффективную схему лечения.

Диагностика

Симптомы олигофрении всегда проявляются очень ярко. Нужно провести дифференциальную диагностику, чтобы исключить похожие заболевания. Первый шаг − это диагностика; психологические тесты, по которым специалист оценивает речевое и умственное развитие ребенка, определяет его степень IQ. Такие методики используются для детей с 3-х лет. Для пациентов младшего возраста диагностика умственной отсталости включает в себя:

  • МРТ и КТ головного мозга;
  • детальное исследование кариотипа;
  • проверку памяти;
  • лабораторный анализ крови новорожденного на фенилкетонурию или гипотиреоз;
  • энцефалографию мозга;
  • УЗИ внутренних органов;
  • исследования на генетические факторы;
  • пробы на возможные врожденные инфекционные болезни.

Ранняя диагностика позволяет своевременно выявить патологию и начать лечение. Затягивание ситуации приводит только к ухудшению состояния больного и влечет за собой тяжелые последствия. Изучением психологической сферы занимается невропатолог.

Лечение и реабилитация при олигофрении

К сожалению, данное заболевание считается неизлечимым. Лечение олигофрении назначается по результатам комплексного обследования, когда врач точно определит степень тяжести заболевания.

На ранних стадиях применяется медикаментозная терапия. Она носит симптоматический характер и помогает устранить первопричины, сгладить неприятные признаки заболевания. Для этого применяются следующие группы лекарственных средств:

  1. Транквилизаторы (Феназепам, Диазепам и т.д.).
  2. Нейролептики (Релатин и т.д.).
  3. Гормоны (Тиреодин и др.).
  4. Фитопрепараты, которые положительно влияют на процесс поступления кислорода в мозг и обмена веществ (Фезам, Пирацетам и т.д.).
  5. Витамины и микроэлементы (группа В, глутаминовая кислота).

Такой комплекс помогает улучшить психическое состояние больного, стабилизирует его эмоциональный фон, снимает агрессивность. Стоит отметить, что препараты имеют ряд побочных симптомов:

  • нарушение двигательной активности;
  • расстройство функции сна;
  • ухудшение зрения и памяти;
  • полная или частичная ригидность.

Это обязательно нужно учитывать перед началом приема медикаментов. Некоторые врачи советуют применять средства народной медицины, которые являются более щадящими. К ним относятся отвары и настои из лекарственных растений (корня валерианы, женьшеня и др.).

К сожалению, гомеопатия не всегда помогает избавиться от неприятных симптомов, ее используют только после предварительной консультации с лечащим врачом.

Коррекция

Обязательно проводят психологическую коррекцию (помогает стабилизировать поведение больного), проходят занятия с логопедом (это улучшает разговорную речь). Также врачи назначают комплекс лечебной физкультуры и массажа. Такие меры развивают навыки ходьбы, сидения и т.д., их проходят курсами по 10 дней.

Лечением таких детей занимаются опытные специалисты (невропатолог, психолог и т.д.). Нужно обязательно следовать их рекомендациям и не пропускать занятия. Помимо этого, потребуется закрепление полученных знаний в домашних условиях (тренировки, занятия для развития речи и моторики и т.д.).

Очень важным является правильный уход за ребенком с диагнозом «олигофрения». От родителей потребуется много внимания и заботы. Правильный подход помогает облегчить состояние больного.

Важно помнить, что если ребенок будет воспитываться под воздействием неблагоприятных факторов, то заболевание будет только усугубляться, малыш  станет агрессивным по отношению к окружающим. Для улучшения памяти и речи нужно регулярно проводить развивающие занятия, читать ребенку книги и т.д. Выполняя все врачебные рекомендации, шансы на стабилизацию состояния пациента с олигофренией повышаются.

Ни в коем случае нельзя кричать или наказывать ребенка, это повлечет за собой только ухудшение ситуации. Помните, что ребенок не виноват в своей болезни, ему требуется обеспечить максимально стабильную психологическую обстановку.

Нужно правильно обучать такого больного элементарным навыкам самообслуживания. Большинство таких детей проходят обучение в специализированных школах, детских садах и т.д. Это помогает избежать насмешек  и ухудшения состояния.

Прогноз

Все зависит от степени тяжести олигофрении. Благоприятный прогноз врачи могут дать при своевременном выявлении легкой формы умственной отсталости. При правильном лечении ребенок может научиться справляться с элементарными бытовыми задачами, это повышает уровень правильной социальной адаптации. Во взрослом возрасте они могут даже освоить определенные профессии.

При неправильном лечении заболевания нарушения начинают быстро прогрессировать, последствия олигофрении тяжелые:

  • пожизненная умственная отсталость;
  • инвалидность;
  • проявление сильных расстройств психики.

Такие больные требуют профессионального медицинского присмотра, их помещают в специализированные центры.