Олигофрены дети


По данным Википедии, олигофрения (малоумие, умственная отсталость) – врожденная или приобретенная с раннего детства задержка или неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, с врожденным слабоумием рождается около 3% детей во всем мире.

Раньше считалось, что люди с врожденными пороками развития центральной нервной системы, которые и являются причиной олигофрении, обречены и не способны к социализации. Современное общество более гуманное. Раньше родители оставляли больных олигофренией детей в специализированных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Некоторые семьи, в частности известные личности, наоборот гордятся своими детьми и делятся опытом воспитания.

О том, как определить олигофрению, причины врожденного слабоумия, симптоматика, диагностика, профилактика и др., узнаете из нашей статьи.

Вам понадобятся:

постоянное внимание к ребенку;

окружение заботой и лаской;

визит к психиатру;

консультация невропатолога и психолога;

занятия с логопедом;

симптоматическое лечение по назначению врача;

фитотерапия;

1

Как определить олигофрению

Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.

Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дебильность.

Когда болезнь обусловлена генетическим фактором, врачи определяются с диагнозом еще до рождения ребенка и сообщают о нем родителям. Врожденное слабоумие может являться не отдельным синдромом, а идти в комплексе других психоневрологических патологий.

Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.

Методы определения олигофрении:

  1. Скрининговые обследования во время беременности.
  2. Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
  3. Наблюдение за беременностью и родами.
  4. Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
  5. Диагностика психической задержки развития младенца.
  6. Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
  7. Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
  8. Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.

2

Наследственные причины

Генетически, причины врожденного слабоумия носят эндогенный (внутренний) характер. Источником являются хромосомные патологии, нарушение метаболизма, специфические синдромы.

Например, синдром Дауна – наличие 21 лишней хромосомы. Послужить причиной развития олигофрении могут такие заболевания, как синдром Шерешевского-Тренера Клайнфельтера, Рубинштейна-Тейби.

Различают антенатальные и постнатальные факторы генетически обусловленной олигофрении.

Антенатальные причины:

  • Гипоксия плода, вызванная плацентарной недостаточностью;
  • Другие патологии плаценты;
  • TORCH-инфекции матери в период беременности (цитомегаловирус, герпетическая инфекция, токсоплазмоз и краснуха);
  • Токсическое воздействие некоторых химических веществ;
  • Алкоголизм и наркомания матери, а также применение запрещенных во время беременности лекарственных препаратов;
  • Радиоактивное воздействие;
  • Преждевременные роды.

Постнатальные причины:

  • Асфиксия плода во время прохождения через родовые пути;
  • Черепно-мозговые травмы новорожденного;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.

3

Симптомы олигофрении в разном возрасте

У новорожденных

  1. Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
  2. Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
  3. Другие внешние патологии.
  4. Выявление патологий внутренних органов;
  5. Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
    – Характерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
    – Чрезмерная бледность кожных покровов;
    – Судороги и др.

В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)

Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.

  1. В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
  2. В два – долго изучает предметы на расстоянии.
  3. В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
  4. Четырехмесячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.

При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.

К факторам риска врожденного слабоумия относится регресс в развитии младенца.

Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.

У дошкольников

Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.

  1. Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
    Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения.
  2. Отсутствие абстрактного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.

Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный характер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.

В школьном возрасте

При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.

  1. У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
  2. Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
  3. На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении характерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.

Дети с врожденным слабоумием способны к соучастию и сочувствию, умеют дружить, что не всегда можно сказать о детях, чье развитие соответствует медицинским стандартам.

4

Классификации врожденного слабоумия

Традиционная классификация

Степень тяжести Характеристика
Легкая Дебильность характеризуется отсутствием абстрактного, но сохранением наглядно-образного мышления. Наблюдается скудность речевого запаса. Характерны внешние признаки олигофренического компонента, такие как “лобное” выражение глаз и чрезмерная мимика. В некоторых случаях дети с легкой степенью олигофрении отличаются от сверстников только сложностями в обучении в общеобразовательных школах.
Средняя Имбецильность характеризуется конкретным мышлением, практическим отсутствием фразовой речи, стойкими нарушениями движений. Внешние признаки умственной отсталости в данном случае выражены гораздо сильнее, чем при дебильности.
Глубокая Идиотия служит причиной для инвалидизации ребенка. Дети абсолютно не социализированы, не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

  1. Легкая степень – при коэффициенте интеллекта 50-60.
  2. Умеренная степень – при коэффициенте интеллекта 35-49.
  3. Тяжелая степень – уровень развития интеллекта от 20 до 34.
  4. Глубокая степень – коэффициент интеллекта меньше 20-ти.

Классификация по Певзнер

  • Неосложненная степень – познавательная деятельность развита слабо, но сохраняются эмоционально-волевая сфера, способность к трудовой деятельности, поведение адекватно ситуации;
  • Осложненная процессами нейродинамики олигофрения сопровождается нарушениями процессов возбуждения и торможения. В первом случае дети крайне импульсивны, неуравновешенны, отвлекаемы, отличаются конфликтностью; во втором – вялые и инертные, безынициативны, не организованы;
  • Олигофрения, сочетающаяся с психопатоподобным поведением – страдает эмоционально-волевая сфера, в некоторых ситуациях такие дети могут представлять угрозу для других детей, для них не свойственно чувство стыда, отсутствует критичность к своему поведению, иногда наблюдаются вспышки агрессии;
  • Осложненная некоторыми отдельными анализаторами олигофрения – слабоумие предопределено наличием у больного сложного дефекта, например, глухота или слепота, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата;
  • Олигофрения, вызванная нарушениями деятельности лобных долей головного мозга – глубокая интеллектуальная недостаточность, познавательная деятельность отсутствует, страдает эмоционально-волевая сфера, поведение далеко от принятых социальных норм.

5

Как отличить олигофрению от деменции

  1. Олигофрения является врожденным или приобретенным в возрасте до 3-х лет заболеванием; деменция – приобретенное во взрослом возрасте (реже, после 3-х лет) слабоумие, вызванное рядом причин.
  2. При олигофрении степень интеллектуальной патологии стабильна. Деменция может прогрессировать.
  3. Человек, страдающий приобретенным слабоумием, до заболевания был интеллектуально полноценным. Ребенок-олигофрен рождается с интеллектуальным дефектом.
  4. При деменции наблюдается поражение отдельных видов познавательных процессов при относительной сохранности других. При олигофрении степень нарушения когнитивных процессов тотальна.

6

Как диагностировать болезнь у детей

Диагностирование врожденного слабоумия проводится комплексно психиатром, невропатологом и психологом.

Внешние признаки олигофрении:

  • Вздернутый, как бы “приплюснутый” нос и лицо, характерное “височное” положение глаз;
  • Наличие одиночной складки на внутренней стороне ладони;
  • Пятый палец заметно короткий;
  • Большое расстояние между большим и остальными пальцами на ноге.

7

Методы устранения первопричины олигофрении

Вылечить олигофрению невозможно, но облегчить состояние ребенка вполне реально.

  1. Проводится симптоматическое лечение, которое предусматривает прием пациентом различных фармакологических препаратов.
  2. Лекарственная терапия проводится в комплексе с психокоррекцией и психотерапией и занятиями с логопедом.

Последние три метода в некоторых случаях являются ведущими и способствуют социализации ребенка. В ситуациях, когда первопричиной олигофрении являются различные инфекционные заболевания, проводится симптоматическое лечение.

8

Народные средств (фитотерапия)

Чему способствуют фитопрепараты:

  • Повышению скорости реакции;
  • Улучшению функционирования познавательных процессов: внимания, памяти;
  • Нормализации кровообращения;
  • Обогащению клеток головного мозга кислородом;
  • Стабилизации ЦНС.

К таким фитопрепаратам относятся: Интеллан, Пирацетам, Фезам, Пантокрин, различные настойки на травах и др.

Очень важно, чтобы препараты были назначены врачом. Самолечение может усугубить ситуацию.

9

Профилактические меры

Профилактика врожденной умственной отсталости начинается еще в период планирования беременности.

  1. Будущим родителям необходимо посетить генетика и исключить наследственный фактор.
  2. Женщине следует сдать анализы на TORCH-инфекции, которые могут приводить к различного рода патологиям плода.
  3. Избавиться от вредных привычек задолго до наступления беременности.
  4. В период вынашивания плода необходимо постоянно наблюдаться у гинеколога, который ведет беременность, и пройти необходимые обследования.
  5. Проводить беременность в хорошей экологической обстановке, исключить воздействие токсичных веществ на организм.
  6. Принципиально важно будущей маме сохранять спокойствие и не переживать по пустякам.

10

Как ухаживать за больным ребенком

Уход состоит не в приготовлении особенной пищи, а, скорее, в постоянном внимании, окружении заботой и лаской.

Психологи советуют стараться приучать таких детей к самостоятельности настолько, насколько это возможно.

Ребенок с врожденным слабоумием требует постоянного присмотра.

Заключение

Заключение

Дети с диагнозом “олигофрения” являются такими же членами общества, как и здоровые. Врожденное слабоумие не означает, что ребенок обречен на печальное будущее. При хорошем уходе, вовремя проведенной коррекции и устранении симптоматики первопричины заболевания, такие дети имеют все шансы на долгую и счастливую жизнь.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Олигофрения у детей считается одним из самых опасных заболеваний, которая постепенно ведет к снижению умственной активности и приводит к инвалидности. Очень часто признаки заболевания появляются еще во время беременности, нередко нарушения наблюдаются спустя месяцы после рождения.

Сегодня олигофрения встречается достаточно часто и во всех случаях сопровождается серьезной умственной отсталостью. Как распознать тревожные признаки, и поддается ли болезнь лечению?

Что такое олигофрения

Ученые уже давно проводят исследования и пытаются выявить, что такое олигофрения. Очень важно отличать ее от приобретенных нарушений умственной деятельности. С возрастом пациента при деменции (одной из форм слабоумия), а также исходя из действия определенных негативных факторов, умственная активность снижается. При олигофрении наблюдается четкая недоразвитость интеллекта и психики (то есть больной не развивается согласно своему реальному возрасту).

Этот термин был открыт не так давно. Раньше всем пациентам с такими отклонениями ставили один общий диагноз − слабоумие. Олигофрения встречается достаточно часто и диагностируется у детей в возрасте до 3 лет. Стоит отметить, что мальчики в большей степени подвержены этому заболеванию. Коварство заболевания заключается в сложности диагностики на ранних стадиях. Очень часто нарушения обнаруживают на запущенных стадиях, когда ребенку уже трудно чем-то помочь.

Согласно статистике, олигофрению чаще диагностируют у школьников и студентов. В определенном возрасте при поступлении в школу или ВУЗ надо обязательно пройти тесты. Если человек с ними не справляется, врачи диагностируют нарушение умственного развития и отправляют на дополнительное обследование к специалистам (логопеду, неврологу и т.д.).

Классификация олигофрении

Долгое время врачи выделяли три основные степени олигофрении: дебильность, идиотию и имбецильность. Однако такие формы заболевания считались неверными, и со временем был введен на них запрет. Сегодня существует специальный Медицинский классификатор болезней, согласно которому соответствует определенным уровням проявления умственных нарушений олигофрения.

Заболевание делится на две основные формы:

  • дифференцированную (возможно установить основные признаки развития олигофрении у детей);
  • недефференцированную (установить природу заболевания невозможно).

Существует несколько стадий течения болезни, которые определяются, исходя из основных показателей интеллекта:

  1. При легкой степени тяжести олигофрении ребенок не набирает более 50-70 баллов.
  2. Вторая − не более 50 баллов.
  3. В тяжелых случаях показатель не превышает 30.
  4. В запущенных формах (глубокая олигофрения) интеллект не достигает цифры 20.

На сегодняшний день точной классификации олигофрении не существует. При оценке состояния пациента врач учитывают многие факторы (правильность мышления, особенности характера, насколько сильный интерес к окружающему миру и т.д.).

Стоит отметить, что здоровый ребенок без труда отвечает на вопросы тестов при определении коэффициента интеллекта на уровне автоматизма, а больной медлит с ответом.

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Олигофрения у детей может быть врожденной и приобретенной. Во втором случае риск генетической передачи очень низкий, поэтому многие ученые не считают данную патологию наследственной. Как правило, она развивается при совокупности многих негативных факторов. Среди основных причин выделяют:

Наследственные факторы

Как правило, они играют одну из решающих ролей при врожденных формах многих заболеваний. В первую очередь, это касается генных и хромосомных аномалий (болезни Дауна, синдромов Патау, кошачьего крика, Альфи, фрагильной хромосомы и т.д.). Под действием данных факторов налицо хромосомные дефекты, в результате которых нарушается нормальная структура головного мозга. Также к наследственным причинам относят:

  • нехватку йода в период внутриутробного развития;
  • нарушения естественного обмена фенилаланина, который является незаменимой аминокислотой;
  • недостаточное количество  фермента, отвечающего за процесс расщепления аргинина;
  • нехватку лизосомального фермента (трипептидил пептидазы).

Поэтому очень важно проводить необходимую диагностику еще до наступления беременности, чтобы убедиться в отсутствии одного из предрасполагающих факторов к развитию олигофрении.

Антенатальные

К этой группе относят причины, которые влияют на нормальное развитие плоды в утробе матери:

  • хроническую нехватку кислорода;
  • плацентарную недостаточность;
  • олигофрению, которая часто развивается на фоне перенесенных инфекций (сифилиса, токсоплазмоза и т.д.);
  • перенесенную в период беременности краснуху;
  • злоупотребление спиртными напитками, курением + наркотики;
  • длительный прием медикаментов, которые негативно влияют на состояние плода (антибиотиков, Аспирина и т.д.);
  • лечение от радиации;
  • роды раньше положенного срока;
  • тяжелую форму гестоза.

Для того чтобы снизить риск развития олигофрении у ребенка, беременной женщине нужно особо тщательно следить за своим здоровьем и выполнять все врачебные рекомендации.

Постнатальные

Очень часто данное заболевание диагностируется сразу после родов (вследствие родовой травмы) или в течение первых лет жизни малыша. Это вызвано следующими причинами:

  • острой нехваткой кислорода во время родовой деятельности;
  • применением щипцов или вакуум-экстрактора, что влечет за собой черепно-мозговую травму малыша;
  • резус-конфликтом матери и плода;
  • бактериальной или  вирусной формой менингита или энцефалита, перенесенной до 3-х лет;
  • наличием злокачественных образований в головном мозге;
  • тяжелой формой кори или скарлатины в возрасте до 3-х лет.

Выше перечислены основные причины развития олигофрении у детей. Стоит отметить, что на наследственные факторы никак нельзя повлиять, а вот снизить риск развития постнатальных и антенатальных возможно. Для этого нужно очень внимательно следить за состоянием своего здоровья во время беременности и выполнять все врачебные рекомендации.

Симптомы олигофрении

Данный недуг не является самостоятельным, он всегда сопровождается рядом сопутствующих заболеваний. Очень часто у таких больных наблюдается нарушение речевых и двигательных функций, сильно страдает эмоциональная система. Основными симптомами разных форм олигофрении у детей являются:

  • частичное или полное отсутствие абстрактной формы мышления (такие пациенты во взрослом возрасте похожи на 2-3 годовалых детей, они мыслят конкретно и ситуационно);
  • выраженная задержка психического развития (наблюдаются ухудшение памяти, речи, способности к обобщениям и восприятиям, нарушение двигательной и эмоциональной активности);
  • слабо развитая речь (в обиходе у ребенка с олигофренией до нескольких десятков слов, он не может полноценно составлять предложения или читать, и в большинстве случаев такие больные остаются безграмотными);
  • неспособность запоминать имена, цифры даты и т.д.;
  • неспособность ориентировки в бытовых ситуациях, когда отсталость интеллекта дополняется невозможностью совершения самых примитивных действий (похода в магазин, выбора одежды и т.д.);
  • сильная задержка физического развития (взрослый человек может внешне напоминать подростка).

Стоит отметить, что интеллект снижается постепенно, и яркое его проявление наблюдается только в школьном возрасте. До 12 месяцев чаще всего диагностируют врожденную форму олигофрении, которая также проявляется в виде задержки развития малыша. Симптомы олигофрении для новорожденных и детей до года такие:

  • аномалии в строении лица, головы, шеи;
  • врожденные патологии внутренних органов;
  • фенилкетонурия;
  • неспособность держать голову, сидеть, ползать и выполнять другие действия согласно своему возрасту.

Очень важно при первых тревожных симптомах обращаться к врачу, который проведет комплексную диагностику и подберет эффективную схему лечения.

Диагностика

Симптомы олигофрении всегда проявляются очень ярко. Нужно провести дифференциальную диагностику, чтобы исключить похожие заболевания. Первый шаг − это диагностика; психологические тесты, по которым специалист оценивает речевое и умственное развитие ребенка, определяет его степень IQ. Такие методики используются для детей с 3-х лет. Для пациентов младшего возраста диагностика умственной отсталости включает в себя:

  • МРТ и КТ головного мозга;
  • детальное исследование кариотипа;
  • проверку памяти;
  • лабораторный анализ крови новорожденного на фенилкетонурию или гипотиреоз;
  • энцефалографию мозга;
  • УЗИ внутренних органов;
  • исследования на генетические факторы;
  • пробы на возможные врожденные инфекционные болезни.

Ранняя диагностика позволяет своевременно выявить патологию и начать лечение. Затягивание ситуации приводит только к ухудшению состояния больного и влечет за собой тяжелые последствия. Изучением психологической сферы занимается невропатолог.

Лечение и реабилитация при олигофрении

К сожалению, данное заболевание считается неизлечимым. Лечение олигофрении назначается по результатам комплексного обследования, когда врач точно определит степень тяжести заболевания.

На ранних стадиях применяется медикаментозная терапия. Она носит симптоматический характер и помогает устранить первопричины, сгладить неприятные признаки заболевания. Для этого применяются следующие группы лекарственных средств:

  1. Транквилизаторы (Феназепам, Диазепам и т.д.).
  2. Нейролептики (Релатин и т.д.).
  3. Гормоны (Тиреодин и др.).
  4. Фитопрепараты, которые положительно влияют на процесс поступления кислорода в мозг и обмена веществ (Фезам, Пирацетам и т.д.).
  5. Витамины и микроэлементы (группа В, глутаминовая кислота).

Такой комплекс помогает улучшить психическое состояние больного, стабилизирует его эмоциональный фон, снимает агрессивность. Стоит отметить, что препараты имеют ряд побочных симптомов:

  • нарушение двигательной активности;
  • расстройство функции сна;
  • ухудшение зрения и памяти;
  • полная или частичная ригидность.

Это обязательно нужно учитывать перед началом приема медикаментов. Некоторые врачи советуют применять средства народной медицины, которые являются более щадящими. К ним относятся отвары и настои из лекарственных растений (корня валерианы, женьшеня и др.).

К сожалению, гомеопатия не всегда помогает избавиться от неприятных симптомов, ее используют только после предварительной консультации с лечащим врачом.

Коррекция

Обязательно проводят психологическую коррекцию (помогает стабилизировать поведение больного), проходят занятия с логопедом (это улучшает разговорную речь). Также врачи назначают комплекс лечебной физкультуры и массажа. Такие меры развивают навыки ходьбы, сидения и т.д., их проходят курсами по 10 дней.

Лечением таких детей занимаются опытные специалисты (невропатолог, психолог и т.д.). Нужно обязательно следовать их рекомендациям и не пропускать занятия. Помимо этого, потребуется закрепление полученных знаний в домашних условиях (тренировки, занятия для развития речи и моторики и т.д.).

Очень важным является правильный уход за ребенком с диагнозом «олигофрения». От родителей потребуется много внимания и заботы. Правильный подход помогает облегчить состояние больного.

Важно помнить, что если ребенок будет воспитываться под воздействием неблагоприятных факторов, то заболевание будет только усугубляться, малыш  станет агрессивным по отношению к окружающим. Для улучшения памяти и речи нужно регулярно проводить развивающие занятия, читать ребенку книги и т.д. Выполняя все врачебные рекомендации, шансы на стабилизацию состояния пациента с олигофренией повышаются.

Ни в коем случае нельзя кричать или наказывать ребенка, это повлечет за собой только ухудшение ситуации. Помните, что ребенок не виноват в своей болезни, ему требуется обеспечить максимально стабильную психологическую обстановку.

Нужно правильно обучать такого больного элементарным навыкам самообслуживания. Большинство таких детей проходят обучение в специализированных школах, детских садах и т.д. Это помогает избежать насмешек  и ухудшения состояния.

Прогноз

Все зависит от степени тяжести олигофрении. Благоприятный прогноз врачи могут дать при своевременном выявлении легкой формы умственной отсталости. При правильном лечении ребенок может научиться справляться с элементарными бытовыми задачами, это повышает уровень правильной социальной адаптации. Во взрослом возрасте они могут даже освоить определенные профессии.

При неправильном лечении заболевания нарушения начинают быстро прогрессировать, последствия олигофрении тяжелые:

  • пожизненная умственная отсталость;
  • инвалидность;
  • проявление сильных расстройств психики.

Такие больные требуют профессионального медицинского присмотра, их помещают в специализированные центры.