Гиподинамия детей


На сегодняшний день гиподинамия у детей прогрессирует: всё больше таких случаев фиксируется врачами, причём на той стадии, когда лёгкими профилактическими мерами уже не отделаешься. Почему так происходит?

Гиперактивный ребёнок доставляет массу хлопот, поэтому родители спешат его угомонить любыми средствами и вовремя обращаются к врачу. Гиподинамичный малыш тих, спокоен, его никто не слышит, поэтому в больницу в таких случаях обращаются чаще всего уже в школьном возрасте, когда начинаются проблемы с обучением.

Гиподинамия — нарушение различных функций организма вследствие ограничения двигательной активности ребёнка, снижения силы сокращения его мышц. Гораздо проще предупредить такое состояние, чем потом лечить. Для этого необходимо знать его причины.

Причины детской гиподинамии

Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за:

  • наследственности;
  • родовых травм;
  • внутриутробного кислородного голодания (гипоксии).

Однако чаще всего причины детской гиподинамии носят совершенно другой характер — они обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители. К такому отклонению приводят:

  • лишний вес вплоть до ожирения (рекомендуем прочесть какие бывают степени ожирения);
  • привычка сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время;
  • отсутствие прогулок на свежем воздухе;
  • полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому, заканчивая спортом.

Чаще всего родители сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Сидит тихо у себя в комнате, никому не мешает, не доставляет хлопот. Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких деток — как в физическом, так и в психическом плане. Чтобы вовремя обратиться к врачу, нужно знать, какие признаки указывают на данную патологию.

Признаки гиподинамии у детей

Внимательные родители в любом возрасте распознают, что у ребёнка развивается синдром гиподинамии. Признаки чаще всего достаточно ярко выражены и требуют лишь внимания родителей:

  • вялость;
  • малоподвижность;
  • неактивность;
  • сонливость;
  • тихий плач;
  • быстрая утомляемость;
  • отсутствие истерик, которые характерны для грудных младенцев;
  • быстрый набор веса вплоть до ожирения;
  • снижение работоспособности, умственной активности;
  • неразговорчивость вплоть до дизартрии (путаница в произношении звуков).

В школе всё это усугубляется тем, что ребёнку трудно общаться со сверстниками и учителями, так как он не принимает участия в общих играх, не поднимает руку на уроках. Он не замкнут в себе и отличается от аутичных детей, так как отвечает на вопросы, но вяло и односложными ответами. У него нет желания учиться, хотя способности могут быть достаточно высокими. Если вовремя не спохватиться, не начать лечение, ребёнка ожидают большие трудности в учёбе и дальнейшей социализации.

Последствия

Некоторые родители принимают гиподинамию как особенности характера ребёнка и очень в этом ошибаются. Гиподинамия — серьёзные нарушения в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом. Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы:

  • слабеет сила сердечных сокращений;
  • снижается тонус сосудов;
  • уменьшается трудоспособность;
  • нарушается кровоснабжение тканей — обеспечение клеток кислородом, питательными веществами уменьшается;
  • развиваются ожирение, атеросклероз;
  • слабеют и атрофируются мышцы;
  • уменьшаются выносливость, сила;
  • нарушаются нервно-рефлекторные связи, деятельность всей нервной системы (развиваются депрессия, вегето-сосудистая дистония);
  • происходит сбой в обмене веществ;
  • уменьшается костная масса (это приводит к остеопорозу);
  • в будущем гиподинамия приведёт к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемии, артериальной гипертонии), расстройствам дыхания, пищеварения.

Родители обязаны знать, что гиподинамия нарушает работу головного мозга. Вот на что обрекают родители своё дитя, если вовремя не распознают заболевание и не обратятся к врачу.

Лечение и профилактика

Диагноз подтверждается или опровергается в стационарных условиях невропатологом. В результате энцефалограммы, УЗИ головного мозга врач подберёт программу коррекционного лечения. Родители тоже должны принимать самое активное участие в ней. Она предполагает:

  • активные занятия любым видом спорта: плаванием, танцами, велосипедными гонками, гимнастикой, лыжами;
  • регулярные пешие прогулки и подвижные игры на свежем воздухе;
  • интеллектуальные игры, требующие моментальной реакции: подбор слов, города, быстрый счёт.
  • спокойную обстановку дома;
  • любовь, внимание, заботу родителей;
  • индивидуальные занятия с логопедом, психологом (психотерапевтом), которые смогут скорректировать речевые недостатки и поведение ребёнка;
  • приём витаминных препаратов;
  • диету (полноценный, сбалансированный рацион питания);
  • дополнительные занятия с педагогами в школе по основным предметам, если ребёнок отстаёт.

Коррекция гиподинамии у детей — долгий, достаточно тяжёлый труд, требующий ежедневной систематической работы и родительского терпения. Своевременное лечение даёт результаты к 9 и даже 14 годам.

Многие родители наступившее межсезонье воспринимают едва ли не с облегчением: темнеет рано, холодно, ветрено и дождливо. В общем, долго на улице не пробудешь. Почему мы отвыкли гулять со своими детьми, чем это для них чревато, и как исправить ситуацию?

Дефицит движения у современных детей, другими словами гиподинамия, – огромная проблема. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Если пещерные люди двигались на грани своих физических возможностей, то современные – почти не двигаются вовсе. Мы охотно пользуемся лифтами и эскалаторами, личным авто и городским транспортом. Гиподинамия становится отличительной чертой современного поколения. Увы, подобный нездоровый образ жизни мы прививаем нашим детям.

Как мы мешаем детям двигаться

Конечно, есть малыши, предрасположенные к гиподинамии. Она может быть вызвана:

  • наследственностью;
  • родовыми травмами;
  • внутриутробным кислородным голоданием (гипоксией).

И все-таки чаще всего способствуют тому, что ребенок мало двигается, именно родители. Каким образом?

*Ставя свои желания выше естественных потребностей крохи.
Вечно спешащие мамы возят детей в коляске чуть ли не до пяти лет и то и дело сужают границы двигательной активности: «Не ходи в грязь – замараешься! Не лезь в лужу – ноги промочишь! Не вздумай забираться на горку – свалишься!» Родители отвозят детей в садик и школу на машине (все равно по пути) и не дают малышам ходить по лестницам, даже если в доме нет лифта – взять на руки и поднять на нужный этаж проще и быстрее, чем терпеливо ждать, пока кроха сам преодолеет это расстояние.

* Стремясь успокоить
Если ребенок гиперактивный (а значит, даже мультиками, не говоря уже о других «сидячих» занятиях, его надолго не увлечь), родители грешат на возбудимость и спешат угомонить чадо любыми средствами. Иногда вместо обеспечения рациональных физических нагрузок дело доходит до самоназначения успокоительных препаратов.

* Перекармливая
Очень часто родители под чутким руководством бабушек и дедушек стремятся с рождения в прямом смысле откормить малыша. Ситуация «сегодня не погулял» для семьи не проблема, тогда как «плохо поел» – трагедия большого масштаба. В результате мамы умиляются пухлым вялым младенцам, у которых все силы уходят на переваривание пищевых излишков, а не на так необходимую им для развития двигательную активность.

* Открывая доступ к ТВ и гаджетам
Многообразие и доступность самых разных электронных игрушек приводят к тому, что дети уже и сами не хотят двигаться, гулять. Подумать только, четырехлетние малыши начинают предпочитать мультики и электронные игры прогулкам со сверстниками! И самое печальное в этой истории, что родители идут на поводу этих желаний. Ведь, на самом деле, зачем идти на улицу морозить нос? Лучше посидеть дома, заняться собой и никогда не заканчивающимися домашними делами, тем более, когда ребенок занят гаджетом и не мешает.

А я иду, шагаю…

Для измерения двигательной активности есть специальные единицы – условные шаги. У взрослых ежедневная норма движения составляет 10 000 шагов в день, у младших дошкольников – 9000–13 000 шагов в день. То есть дети по определению должны двигаться больше, чем взрослые! А интенсивность двигательной активности измеряется средним количеством движений в минуту (у детей 3–4 лет их должно быть 44–50, а у детей 5–6 лет – 54–60). Конечно, невозможно каждый день считать количество сделанных шагов и каждую минуту – количество смен движения. Но подольше гулять на свежем воздухе, не ограничивать ребенка в активности, давать ему больше двигательной самостоятельности (просто подстраховывая, а не поддерживая) – все это вам вполне по силам!

Движение – жизнь!

С обывательской точки зрения гиподинамия просто недостаток движения: «Подумаешь, не погулял, а посидел полчаса перед телевизором!» Медики же бьют тревогу: гиподинамия ведет к нарушению различных функций организма из-за ограничения двигательной активности ребенка и снижения силы сокращения мышц.

У здорового ребенка смена движений в норме составляет 550–1000 раз в день. Именно благодаря этому происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому маленькие детки так долго не устают.

Нехватка движений и низкая их интенсивность:

  • негативно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата;
  • создает проблемы для нормальной работы сердечно-сосудистой системы. В некоторых случаях она может проявляться в негативных реакциях сердца на физическую нагрузку (например, в будущем во время школьных занятий физкультурой);
  • ограничивает совершенствование возможностей дыхательной системы и уменьшает жизненную емкость легких (т.е. количество воздуха, которые ребенок может вдохнуть и выдохнуть);
  • замедляет моторное развитие, а также развитие физической и умственной работоспособности (появляются проблемы с координацией движений, более отчетливо проявляются признаки утомления и переутомления, снижается внимание, увеличивается время мышления, ухудшается память).

Кроме того, нехватка движений в жизни маленьких детей является одной из причин появления лишнего веса, провоцирует снижение и так недостаточно развитой иммунной активности организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.

В плане нормального психического развития гиподинамия чревата проблемами в психоэмоциональном и даже в психосексуальном развитии. Ведь детки, которые коммуницируют в основном при помощи гаджетов, не только не развивают навыков общения, но и лишаются тактильного взаимодействия. А в детском возрасте это очень важно, особенно ввиду хронической занятости родителей!

Завести вечный двигатель

Сверхвложений приучение ребенка к активному движению от родителей не потребует, а вот определенные усилия нужно будет приложить. Разумно подбирайте площадки для игр на улице: возможно, из песочницы во дворе вашего дома малыш уже давно вырос? Обновляйте игрушки, которые будут способствовать физическому развитию – например, вовремя заменяйте совочки и формочки на сачок для бабочек и мяч, а четырехколесный велосипед – на двухколесный. Подумайте над вариантами оборудования квартиры спортивными снарядами: если шведская стенка с удобством разместится не в каждой детской комнате, то для турника и фитбола место там должно найтись всегда. И, конечно, изыскивайте возможности как можно больше гулять со своим чадом. Не стоит полагаться на детский сад: в лучшем случае прогулками там восполняется половинная норма необходимого объема движений.

Малоподвижные дети часто вялые и пассивные, быстро устают. В противовес активным детям, умеющим везде найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают занятия, не требующие большого пространства и движений. Таких малышей нужно тормошить – вызывать у них интерес к подвижным видам деятельности.

Оптимальный двигательный режим дошколенка должен состоять из:

  • утренней гимнастики (5–7-минутный комплекс, включающий элементарные упражнения вроде наклонов и приседаний);
  • организованных занятий физическими упражнениями и играми на свежем воздухе в детских садах;
  • занятий в кружках и спортивных секциях;
  • посещений бассейна (плавание эффективно влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка, а вода способствует снижению гипертонуса и опосредованно стимулирует обмен веществ);
  • прогулок (хотя бы получасовых) перед сном;
  • активного отдыха в выходные дни в кругу семьи.

Помните, что двигательная активность дает наилучший эффект лишь тогда, когда занятия физическими упражнениями и играми грамотно дозируются по времени и интенсивности, а также учитывают возрастные и индивидуальные особенности детского организма. Для 3–5-летнего малыша оптимально играть на свежем воздухе два раза в день по два часа.

Консультант: Александр Морин, ортопед-травматолог, кинезиолог Детского Медицинского Центра «Здоровье человека» в Отрадном

АЛЕНА КАЗАНЦЕВА, практический психолог:

Действительно, современные дети меньше гуляют, меньше двигаются, чем, например, ребята советской эпохи. И на то есть несколько причин.

* Безопасность. Современные дети в вопросах времяпрепровождения на улице очень зависимы от свободного времени родителей. В 2000-х гг. невозможно представить себе такую картину: дети до темноты бегают во дворе, а мамы из форточки зовут их ужинать. Сегодня дети не могут гулять без родителей (это просто-напросто опасно), а последние все больше обременены работой, так как эпоха нормированного трудового дня тоже давно позади.

* Отсутствие активных игр на улице обусловлено еще и тем, что такие игры передаются от «взрослого поколения» детей младшему. Сейчас эта преемственность нарушилась. Старшие дети заняты множеством недетских дел: учебой в школе, когда в день по восемь уроков, кучей секций и репетиторов («чтобы не связались с наркоманами и в институт поступили»). Им некогда возиться с малышней, даже если эту малышню все-таки вывели погулять.

* Компьютерные игры, телевизор, интернет – еще одна причина малоподвижности детей. Электроника вытеснила активные игры и живое общение. Теперь ребенку не нужно бежать в соседний подъезд к другу Кольке, чтобы построить с ним из стульев космический корабль. Можно всего-навсего отправить ему эсэмэску и пригласить в сетевую игру, где уже кто-то придумал космический корабль, а заодно и космических пиратов. Все приключения происходят на экране, а ребенку остается лишь шевелить мышкой.

Современные родители направляют свои усилия лишь на умственное развитие детей. Это хорошо и правильно. Но нельзя забывать, что главная деятельность дошкольника – это игра, а не изучение английского! Иначе через несколько лет мы получим поколение очень умных, но физически слабых и эмоционально незрелых людей, которые буду иметь успех в карьере, но проблемы – в достижении личного счастья. Вспомните об этом, когда после трудового дня вам захочется поваляться на диване. Преодолевайте собственную лень и выходите с ребенком на улицу. Кстати, западные психологи провели исследование и выяснили, что родителям с детьми достаточно играть всего один час в день! Но эти игры должны быть по детским правилам, а родителям необходимо эмоционально включаться в забавы, забывать, что они взрослые и серьезные и «оторваться» по полной – баловаться, шалить и беситься.

“Если ручка двери часто движется — она не
ржавеет. Так и человек, если он много двигается —
он не болеет”
. Хуа То

Малоподвижный образ жизни или как его называют
— гиподинамия все больше становится актуальной
проблемой. Термин “гиподинамия” в переводе с
латинского языка означает “малоподвижность”.
Под этим понятием подразумевают ограничение
двигательной активности, которое возникает в
результате малоподвижного образа жизни.
Известно, что движение является обязательным
условием нормального функционирования
организма. Между тем, по мере развития
научно-технического прогресса, повседневная
необходимость в движении уменьшается, что
связано с развитием транспорта, бытовых машин и
т.д
. Но биологическая потребность в движении
остается. При его недостатке развиваются такие
явления как гиподинамия и гипокинезия,
оказывающие негативное влияние на работу
практически всех систем организма.

Данная патология страшна не только своим
проявлением, но еще и тем, что она не остается
безучастной и в отношении детей. Дети также
довольно часто становятся “заложниками”
данного состояния
. Наши дети очень много и долго
сидят
. Представьте: в школе 3 часа, а затем еще
дома столько же (вероятно, готовя домашнее
задание, ну или, конечно, играя в компьютерные
игры, как это чаще бывает). Музыкальные, языковые,
художественные школы и очень редко спортивные.
Низкий уровень занятий физкультурой и спортом.
Среди взрослого населения доля регулярно
занимающихся спортом и физической культурой не
превышает 8%, среди детей только 5% посещают
спортивные секции, в частности, в учебных
программах обычного и профессионального
образования количество учебных занятий по
физической культуре в 3-4 раза меньше научно —
обоснованных нормативов, не более 50% нуждающихся
занимается в специализированных группах.

Мы сами приучаем наших детей к сидячему образу
жизни, который рано или поздно скажется на их
здоровье.

К симптомам гиподинамии относятся общее
недомогание, вялость, снижение
работоспособности, нарушения сна, эмоциональная
нестабильность, быстрая утомляемость при
небольших нагрузках, учащение сердцебиения,
повышение артериального давления. Если не
предпринимать никаких мер, то это в дальнейшем
может привести к серьезным нарушениям в виде
вегето-сосудистой дистонии, снижения силы и
выносливости мышц, нарушениям кровообращения
органов и тканей, ожирению. По статистике, в
школах 10-16% школьников вообще освобождены от
уроков физической культуры
. Дети имеющие
нарушения осанки и другие заболевания
опорно-двигательного аппарата составляет 20-25 % от
количества детей
. Из этого следует вывод, что
дети ведут не правильный образ жизни не только в
школе, но и вне школы.

К чему же все это может привести, если вовремя
не забить тревогу и не принять соответствующие
меры?

Гиподинамия является одной из причин
близорукости. Уже давно замечено, что подростки,
плохо развитые физически, часто бывают и
близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость
приводит к необратимым изменениям и
значительной потере зрения
. Порой в этом
виноваты сами родители, которые не могут отучить
ребенка от компьютерных игр и не приучают своих
детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из
родителей уверены, что увлечение компьютером
ограждает от негативного воздействия улицы
. Но
таким образом они приучают своих детей к
сидячему образу жизни, который рано или поздно
скажется на здоровье
.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана
с нерациональным распорядком дня ребенка, с
перегрузкой его учебой. При расспросе таких
детей выясняется, что они мало бывают на свежем
воздухе, мало двигаются. Много сидят перед
компьютером, поздно ложатся спать
.

Без работы мышцы слабеют и постепенно
атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость,
появляется вегетососудистая дистония, депрессия
и другие расстройства нервной системы,
нарушается обмен веществ
. Гиподинамия приводит к
функциональным изменениям сердечно-сосудистой и
дыхательной систем
. Потому что в этом случае не
работают мышцы, помогающие движению крови по
сосудам
. Недостаток притока крови к головному
мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к
изменениям внутричерепного давления. Отсюда
сильная головная боль, усталость, утомляемость
. К
перечисленному можно добавить расстройства
дыхания и пищеварения. С течением времени из-за
гиподинамии уменьшается костная масса, страдают
суставы и позвоночник
.

Гиподинамия задерживает формирование
организма. Существенно снижает иммунитет, дети
часто болеют, заболевания могут приобретать
хроническое течение
.

Малая подвижность школьников и длительное
пребывание в однообразной позе за столом в школе
и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость,
деформацию позвоночника. Так называемый
мускульный голод у детей может привести к более
выраженному нарушению функций, чем у взрослых, к
снижению не только физической, но и умственной
работоспособности
.

Накопление избыточного веса у ребенка также
является следствием малоподвижности. Ожирение у
детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10
лет назад
. Иногда ожирение у ребенка может
достигать значительной степени
. Многие родители
не воспринимают это как болезнь
. Но в 80% случаев
полнота, возникшая в детстве, не покидает
человека уже всю жизнь.

Что же делать? Как обезопасить своих детей от
гиподинамии, и ее последствий?

Очень важно соблюдение норм двигательной
активности в детском и юношеском возрасте.
Существуют нормативы, разработанные
физиологами, согласно которым минимальный объем
движений, выполняемый взрослым человеком должен
составлять не менее 10000 шагов, а для школьников
объем движений, соответствующий биологическим
потребностям – 21000–40000 шагов. Но выполняются ли
данные нормативы? Каждый человек должен знать,
существует ли у него дефицит движения, не
подвержен ли он гиподинамии? Ответ на этот вопрос
позволит ему предупредить множество
заболеваний, связанных с недостатком движения.
Следить за своей двигательной активностью также
важно, как вообще следить за состоянием здоровья.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни
помогают полноценная физическая активность,
ежедневная утренняя зарядка, производственная
гимнастика, занятия физкультурой и спортом,
физический труд, пешие прогулки на свежем
воздухе.

Как показали исследования и практика,
физкультминутки на образовательных уроках
благотворно влияют на восстановление умственной
способности, препятствуют нарастанию утомления,
повышают эмоциональный настрой учащихся,
снимают статические нагрузки, препятствуют
развитию гиподинамии.

Рекомендации по профилактике гиподинамии и
гипокинезии среди школьников:

  1. Проводить физкультминутки на уроках не только у
    младших школьников, но и во всех классах.
  2. Больше уроков проводить в форме экскурсий,
    учебных выходов.
  3. Организовать в школах зоны рекреации, где на
    переменах и после уроков учащиеся могут
    побегать, позаниматься на тренажерах, играть в
    подвижные игры (например, настольный теннис).
  4. Среди населения необходимо активно вести
    просветительскую работу по профилактике
    гиподинамии.
  5. Мы рекомендуем каждому человеку ходить пешком
    не менее 40 минут в день, посещать занятия
    фитнесом и спортом и следить за уровнем своей
    двигательной активности простым способом – с
    помощью шагомера.

Заключение.

Прогресс дарит человеку множество самых
совершенных приспособлений, способных избавить
человека от любой физической нагрузки. Но это
делает человека слабее. Во всем цивилизованном
мире ширится движение за здоровый образ жизни.
Все больше людей осознают, что определенная доза
физической активности просто необходима для
сохранения здоровья
. А школьникам – в первую
очередь
. И это надо ученикам и их родителям не
только понимать, но и прикладывать определенные
усилия, так как “закладка” здоровья происходит
в школьном возрасте и от двигательной активности
зависит многое
.